Скрыть объявление
Здравствуй, дорогой посетитель!

Рады вашему визиту на Форум Санкт-Петербурга.

Для удобства чтения форума, общения и новых знакомств приглашаем вас зарегистрироваться и присоединиться к нашей компании.

После регистрации ждем вас в теме для новичков форума - зайдите, поздоровайтесь и расскажите немного о себе :)

Хорошего вам дня!

В Петербурге состоялся городской педагогический совет

Тема в разделе "Новости Администрации Санкт-Петербурга", создана пользователем gov.spb.ru, 27 авг 2010.

  1. gov.spb.ru

    gov.spb.ru Пользователи

    Регистрация:
    11.02.2010
    Сообщения:
    2.774
    Симпатии:
    21
    Сегодня в БКЗ «Октябрьский» состоялся ежегодный городской педагогический совет по теме «Модернизация образования: петербургский вектор». С традиционным докладом перед петербургскими работниками образования выступила губернатор Валентина Матвиенко.
    Валентина Матвиенко также вручила лучшим педагогам государственные награды, сертификаты на получение жилья участникам городской целевой программы «Жилье работникам учреждений системы образования, здравоохранения и социального обслуживания населения».
    В завершение встречи Валентина Матвиенко ответила на вопросы педагогов.

    ***

    Текст доклада губернатора В.И.Матвиенко
    на Городском педагогическом совете


    Уважаемые педагоги!
    У меня такое чувство, словно мы и не расставались с вами с прошлого педсовета. Мы вместе слушали в Государственном педагогическом Университете им. Герцена Президента Дмитрия Анатольевича Медведева, когда он давал старт Году Учителя в России. Здесь, в БКЗ «Октябрьский», мы с вами открывали наш, петербургский Год Учителя. Мы встречались на вручении государственных наград, которых только в прошлом учебном году были удостоены 48 петербургских педагогов. На заседаниях городского правительства мы обсуждаем вопросы образования, наверное, чаще, чем любую другую тему. И во многих районах города нас встречают в течение всего года светлые лица петербургских учителей на рекламных плакатах.
    В Год Учителя петербургская школа одержала ряд серьезных побед, подтвердивших наше лидерство в системе образования России. 5 руководителей образовательных учреждений Петербурга стали лауреатами всероссийского конкурса «Управление современной школой». Сразу несколько учителей 56-й гимназии названы лучшими классными руководителями страны. Коллектив научно-методического центра Адмиралтейского района выиграл Всероссийский конкурс инновационных моделей методических служб.
    В Год учителя мы рассчитывали на энергичный старт молодых педагогов. И победителем первого Всероссийского конкурса молодых учителей «Педагогический дебют – 2010» стал учитель математики гимназии № 261 Кировского района Георгий Вольфсон. Мы поставили задачу максимально приблизить всю петербургскую школу к нашим признанным лидерам. И конкурсы по нацпроекту «Образование» показали, что разрыв действительно сокращается. Расширился круг претендентов, появились носители смелых педагогических идей. По 2 миллиона рублей на внедрение инновационных образовательных программ получат 10 школ, которые в течение последних 3 лет не знали побед. Теперь это не федеральный, а городской конкурс. И правильно сделал Комитет по образованию, что победитель определяется не по красиво оформленным документам, которые раньше направлялись пакетами в Москву. Конкурсная комиссия теперь смотрит на местах, как реально работают программы и методики.
    В Год учителя мы завершили создание механизма стимулирования педагогов в рамках нацпроекта «Образование». Премия Правительства Санкт-Петербурга сегодня охватывает все сферы педагогической деятельности. В этом году премии впервые получат 50 лучших педагогов дополнительного образования.
    На совершенно новый уровень в этом году вышел традиционный конкурс «Лучший учитель». Считаю это очень важным. Конкурсные требования радикально повышены. Выиграть его стало гораздо труднее. Но зато победители получат не 20 тысяч, а в 10 раз больше – 200 тысяч рублей. Как гласит известный афоризм, «чем выше планка – тем выше прыжок». Именно такие конкурсы зримо повышают престиж учительского труда. Они дают ощущение реальной профессиональной победы, заряд энергии, вдохновения.
    Мне очень приятно, что в Год Учителя новые имена появились и среди лучших руководителей образовательных учреждений Петербурга. По традиции августовских педсоветов перечисляю всю «золотую десятку».
    Элина Арвовна Березяк, школа № 51 Петроградского района
    Дмитрий Георгиевич Ефимов, гимназия № 209 Центрального района
    Ирина Алексеевна Кахиaни, школа № 318 Фрунзенского района
    Алексей Викторович Мухин, специальная (коррекционная) школа-интернат № 1 им. Грота, Красногвардейский район
    Ирина Владимировна Носaева, школа № 411 "Гармония" Петродворцового района
    Денис Евгеньевич Румянцев, школа № 10 Василеостровского района
    Татьяна Аркадьевна Тeсля, гимназия № 116 Приморского района
    Ольга Геннадьевна Туманова, гимназия № 63 Калининского района
    Александр Борисович Федосов, школа № 247 Красносельского района
    Татьяна Михайловна Хмелева, школа № 282 Кировского района.
    Город делает все, чтобы эти достижения были у школы не только сегодня, но и завтра. В Год Учителя отрасль образования вышла в абсолютные лидеры Петербурга по бюджетному финансированию. 1 сентября после комплексного капитального ремонта откроются 19 общеобразовательных учреждений и 4 новые школы. До конца года будут построены 16 новых детских садов и 3 новые школы. С функциональной внутренней архитектурой, оснащенные по последнему слову техники, с предметными кабинетами, цифровыми лабораториями, медиатеками, библиотеками и бассейнами.
    Мы приняли принципиальное решение – пристроить бассейн ко всем школам, где позволяет землеотвод. Для нас это важнейший вопрос модернизации образовательной среды и здоровьесбережения учащихся. По моему поручению Комитет по строительству разработал два типовых проекта, в зависимости от конструкции школьного здания. В следующем году начнется проектирование 10 первых таких бассейнов, а затем – их строительство.
    Адресная программа «Мой первый школьный стадион» уже позволила обеспечить 301-у школу современными спортивными объектами. До конца года в строй войдут еще 18. Правительством Петербурга принята новая городская программа, по которой до конца 2010 года игровым и спортивным оборудованием будут обеспечены 100 игровых площадок при детских садах. В следующем году – еще 200, а до конца 2012 года переоборудуем все детские площадки при дошкольных учреждениях.
    По итогам 2009 года вместо плановых 11-ти введено 14 новых детских садов. В этом году в системе дошкольного образования Петербурга будет создано беспрецедентное количество новых мест – 9700. Чтобы справиться с демографической волной, которой страна не знала с советских времен, пришлось использовать все способы: новое строительство, ремонт, возвращение зданий в систему образования, объединение школ и детских садов под одной крышей. Кстати, этот подход полностью себя оправдал. Он позволяет эффективно распорядиться ресурсами, получить синергию от объединения двух ступеней образования и оперативно улучшить ситуацию в районе.
    В 10-ти районах города очереди в детские сады сегодня нет, в восьми районах она пока сохраняется. Но наивно думать, что новые места, даже в таком количестве, решат проблему раз и навсегда. Рождаются и подрастают новые дети. И по всем прогнозам наплыв дошколят продолжится как минимум до 2013 года. Поэтому мы должны наращивать усилия и продолжать продвигаться сразу на всех направлениях. Наша задача – полностью ликвидировать очередь в детские сады. И ревизии она не подлежит. Я лично контролирую этот вопрос.
    Город активно инвестирует не только в инфраструктуру образования, но и поддержку самих педагогов. В Год учителя новые квартиры получат абсолютно все педагоги, которые до 1 января 2010 года стали участниками городской программы «Жилье работникам бюджетной сферы».
    Хочу подчеркнуть – забота о школе Годом Учителя не заканчивается. Без создания комфортных условий для учителей и учеников невозможно претендовать на лидерство в школе XXI века. Но лидер – это не только тот, у кого крепкий тыл и кто побеждает сегодня. Лидер – это тот, кто знает, как победить завтра. Вот почему мы хотим вместе с вами понять, куда направлен петербургский вектор модернизации образования. Всегда ли нас устраивает результат предпринимаемых усилий?
    Несколько лет мы, преодолевая инерцию, ломая стереотипы, фактически подготовили всю систему образования Петербурга к реформам, которые сейчас в других регионах вызывают почти шоковое состояние. А у нас нет шока. Наш город первым внедрил нормативно-подушевое финансирование, новую систему оплаты труда педагогов, региональную систему оценки качества образования. И мы должны продолжить эту работу на опережение.
    Недавно правительство города утвердило План реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». Хочу обратить Ваше внимание на то, что мы добавили в городскую программу совершенно новый раздел – здоровьесбережение педагогов. Как говорится, счастливого может воспитать только счастливый, интеллигентного – интеллигентный, а здорового – здоровый. Комитет по здравоохранению и Комитет по образованию уже формируют программу всеобщей диспансеризации учителей и постоянного мониторинга состояния их здоровья.
    Время показало: на предыдущем этапе модернизации образования были выбраны правильные приоритеты. Пора определить новые.
    И заложить их в Стратегию развития системы образования на период до 2020 года, которая сейчас готовится в Санкт-Петербурге. Мы обязательно вынесем этот документ на широкое общественное обсуждение. Крайне важно, чтобы это была наша общая Стратегия, а не приказ по сфере образования.
    И важно понимать, что пока мы с вами совершенствовали экономику школы, внедряли инновации, остальные тоже не дремали. Давайте признаем – во многих регионах, даже в небольших городах, которые принято считать российской провинцией, появился очень интересный опыт. И с нашей стороны будет правильно к этому опыту присмотреться. Нам сегодня, как во времена Петра Первого, нужно организовать экспорт в Петербург самых передовых знаний и прорывных педагогических технологий.
    Скажем, я побывала в Вологодской области в городе Шексна. Им удалось сделать реальностью «Школу без мела». Пусть всего одну. Но это совсем другие стартовые условия для развития школьника, для раскрытия его личности. На такое денег не жаль. И мы должны сделать все, чтобы все петербургские школы стали «школами без мела».
    Школа без мела – это не какая-то заоблачная мечта. А конкретная цель, к которой мы должны идти самым коротким путем. В прошлом году за счет бюджета Санкт-Петербурга для городских школ закуплено 95 кабинетов физики и 85 кабинетов химии. Как мы и договаривались, в следующем году каждая школа будет обеспечена как минимум одним кабинетом по естественно-научным дисциплинам. И мы должны продолжить насыщать школы предметными кабинетами.
    Информатизация школ выходит на новый виток. Образовательные стандарты, по которым мы начнем обучение с 1 сентября 2011 года, заставляют радикально повысить темпы компьютеризации начальной школы. У каждого учителя первого класса на столе теперь должен стоять ноутбук.
    Есть и более масштабная, неотложная задача. Как вы знаете, Президент России Дмитрий Анатольевич Медведев поручил к 1 января 2011 года обеспечить каждый класс электронным журналом и электронным дневником с выходом в Интернет. И сейчас Комитет по информатизации совместно с Комитетом по образованию разрабатывают план перехода школ Петербурга на работу с информационными системами «Электронный дневник» и «Классный журнал». Большинству из вас они не в диковинку. Есть соответствующие модули в образовательной базе данных «Параграф». Часть городских школ использует платные продукты и даже рассылают родителям SMS-сообщения об оценках.
    Более 420-ти образовательных учреждений сотрудничают с порталом «Дневник.ру». Подготовлен проект соглашения о партнерстве
    с порталом, который поможет городу обучить учителей, не имеющих навыков работы с электронными дневниками.
    Я знаю о вашем беспокойстве в связи с предстоящим переходом на так называемое свободное программное обеспечение. 31 декабря школы потеряют право использовать систему WINDOWS. Понимаю, что учебники информатики, методики преподавания, обучение учителей, электронные ресурсы – все связано с WINDOWS. Город, естественно, не оставит вас один на один с этой проблемой.
    На 2011-й год мы обеспечим школы региональной лицензией на основные программные продукты. С корпорацией «Майкрософт» соглашение достигнуто. Но реку не повернёшь вспять, и поэтому наряду с привычными программами придется начинать осваивать программную платформу LINUX. По моему поручению Комитет по информатизации и связи организует необходимое техническое и методическое сопровождение.
    Петербургская школа вплотную подошла к формированию единого образовательного пространства, одинаково доступного всем участникам процесса обучения. То есть - дистанционным урокам, видеоконференциям, виртуальным методическим кабинетам. Безусловно, больше всего в них нуждаются дети с проблемным здоровьем. В 2010 году мы втрое увеличили число детей-инвалидов, дистанционно обучаемых в Петербурге.
    Тут мало закупить технику и подключить компьютер к Интернету. Нам необходимы собственные образовательные ресурсы для детей-инвалидов, их родителей и учителей. Речь идет о создании в нашем городе Центра электронного образования. К слову сказать, он нужен не только детям-инвалидам, а всей нашей школе. Например,
    он позволит всем желающим – как педагогам, так и ученикам – получать консультации у лучших учителей города. Мною дано поручение Комитету по образованию приступить к этой работе.
    Скажем прямо, сегодня мы не можем назвать себя лидерами в инклюзивном образовании. А ведь оно начиналось именно в Петербурге. Лет 10-15 назад в наш 41-й детский сад Центрального района приезжали учиться педагоги со всей страны. Здесь началась практика вовлечения детей с различными патологиями в естественную образовательную среду. Обучение ребенка не на дому, а в обычном классе – решающий фактор его социальной адаптации.
    И я прошу вас, уважаемые коллеги, исключить попытки – а они, к сожалению, имеют место – поставить заслон на пути в школу для детей с ограниченными возможностями.
    К слову сказать, в этом году выпускники коррекционных школ сдавали ЕГЭ в два раза активнее, чем в предыдущем. И средние баллы получили на уровне обычных детей. По пяти предметам их результаты даже чуть выше среднегородских. А по информатике – выше на 2,5 балла!
    Теперь давайте поговорим о Едином госэкзамене. На прошлом августовском педсовете я предложила вам считать результаты ЕГЭ своим домашним заданием на ближайший год. Выражаясь языком старой, советской школы, «хвосты» подтянули. Число ребят, не сдавших ЕГЭ и не получивших аттестат о среднем образовании сократилось до 2,5 процентов. Петербургские выпускники сильнее среднероссийских по 9-ти предметам из 14-ти. На твердую «пятерку» выполнили домашнюю работу наши лучшие школы. В прошлом
    году – 60 максимальных оценок в 100 баллов, в этом – восемьдесят одна.
    Абсолютный аутсайдер прошлого года среди предметов – литература – в этом году принесла в три раза меньше «двоек», и средний балл на 10 пунктов выше прошлогоднего. Отмечается положительная динамика и по другим «тревожным» дисциплинам прошлого года – географии, истории и физике.
    Еще раз повторю, ЕГЭ – не идеальный инструмент оценки знаний, но он дает хорошую пищу для размышлений. Например: какие предметы выбирают на ЕГЭ наши выпускники? Ведь если школа имеет физический или химический уклон, наверное, большинство ее учеников должны поступать в соответствующий ВУЗ, и выбирать на ЕГЭ свой базовый предмет. Но на деле, к сожалению, все совсем не так. Есть школы с испанским языком, где ни один ребенок не сдавал на ЕГЭ испанский. Как такое возможно? Зачем тогда городу 8 испанских школ? Зачем мы покупаем дорогие лаборатории в химические школы, если их выпускники в дальнейшем не связывают с химией свою судьбу?
    Мы не должны забывать: статусные школы обходятся городу дороже обычных. Мы содержим их с конкретной целью – дать углубленные знания будущему специалисту в этой области. А выпускники некоторых статусных школ сдали ЕГЭ по профильным предметам на уровне сверстников из обычных школ. Или даже оказались слабее. Причем не случайность таких результатов подтверждается данными аккредитации общеобразовательных учреждений.
    Согласитесь, это ненормально. Требования к качеству работы таких школ будут только повышаться. Потому что сюда поступают наиболее одаренные, подготовленные дети. Задача таких школ – максимально развить талант, а не зарывать его в землю. Напомню – поддержка талантливых детей является одним из ключевых направлений «Нашей новой школы».
    Заключительный тур Всероссийской Олимпиады 2010 года принес Петербургу 106 дипломов. Победителями и призерами стали 102 учащихся, четверо отличились по двум предметам сразу. На международных Олимпиадах особенно успешно выступили наши математики. Ребята из физико-математического лицея № 239 взяли 2 золотых и одну серебряную медаль на 25-й открытой Олимпиаде Китая, золото и серебро на международной Олимпиаде в Румынии, а также 4 золота и 2 серебра на 51-й Международной математической Олимпиаде в Астане. Давайте их с этим поздравим: это замечательный результат!
    Константин Анисимов и Богдан Нетребский из 572-й школы Невского района заняли третье место в секции «Математика» в международном конкурсе научных проектов для старшеклассников по программе Intel ISEF. Этот конкурс проводится более 50 лет и является самым известным и престижным в области высоких технологий, информатики и естественных наук. Не могу не отметить победу на международной Олимпиаде по химии Даниила Хохлова из 167-й школы Центрального района. Кстати, это самая обычная школа. А Даниил выиграл экспериментальный тур этой Олимпиады, чего прежде не удавалось ни одному российскому школьнику! За этим достижением – огромный труд педагогов – учителей этих ребят. Спасибо им огромное за это!
    Талантам нужна достойная огранка. В Петербурге продолжается создание школ и центров для одаренных детей на базе ведущих региональных ВУЗов. В 2009 году в Санкт-Петербургском государственном политехническом университете появилось новое структурное подразделение – Естественно-научный лицей. В Университете информационных технологий, механики и оптики создан Центр подготовки одаренных молодых программистов.
    В «ЛЭТИ» в самое ближайшее время планируется открытие Школы инжиниринга.
    Мы рассчитываем, что именно в Санкт-Петербурге разместится Президентский лицей для самых одаренных детей Северо-Западного федерального округа. Его концепция сейчас разрабатывается. Но уже понятно, что важнейшим направлением работы Президентских Лицеев во всех федеральных округах станет подготовка будущей научной элиты России. Специалистов в области точных наук, нанотехнологий, IT-технологий, биохимии и биотехнологий.
    Образно говоря, стране сегодня нужны «физики». «Лирики» – тоже, но заинтересовать школьника физикой, химией, математикой, и сделать их, что называется, «модными» предметами, конечно, сложнее. Нужна принципиально новая материальная база. Ребенку еще в младших и средних классах надо дать возможность пощупать, потрогать, провести эксперимент, собрать модель своими руками.
    Сейчас районы составляют планы по развитию сети образовательных учреждений на 3-5 лет вперед. Я дала поручение предусмотреть в этих планах отдельный раздел по переоборудованию кружков технического творчества с акцентом на робототехнику, на современные технологии. Сегодня они не на равном положении с творческими, спортивными и туристскими кружками.
    Уже сегодня видно, что Петербургу нужен современный Дом научного и технического творчества школьника. Я бы сказала, обучающий музей-лаборатория, где можно проводить уроки, показывать детям возможности науки, техники и технологий, моделировать природные процессы. Есть готовность участвовать в таком проекте со стороны наших технических университетов. Есть примеры реализации этой идеи в крупных городах Европы. Поручаю Комитету по образованию, Комитету по науке и высшей школе и Комитету по экономическому развитию создать рабочую группу с участием педагогов, специалистов дополнительного образования, вузов и подготовить конкурс на лучшую концепцию Дома научного и технического творчества школьника.
    Мы первыми в стране открыли отделения дополнительного образования при школах, которых сейчас в городе 177. И я хочу развеять тревоги в отношении их будущего после вступления в силу 83-го федерального закона. Новые государственные стандарты закрепляют право ребенка на бесплатное обучение вне уроков. И государственное задание, естественно, будет включать субсидию на дополнительное образование. Что касается в целом общего школьного образования, то оно фактически должно быть только бесплатным.
    Не надо бояться 83-го ФЗ просто потому, что «ново». Количество учебных часов остается прежним. Программа обучения, включенная в образовательный стандарт, финансируется в полном объеме. Субсидия на реализацию образовательных программ, как и сейчас, будет формироваться по принципу «деньги идут за учеником». Субсидия покроет и расходы на коммунальные услуги, и все налоги. Это черным по белому записано в законе. Остаток со счета в конце года никто не отберет.
    Обращаю на это внимание: деньги останутся у школ. Вы об этом давно просили. Появится реальный стимул, чтобы сокращать издержки и заниматься, в том числе, энергосбережением. Напомню, Президент России поставил задачу, чтобы все бюджетные учреждения ежегодно снижали потребление энергии как минимум на 3 процента.
    Переходный период для адаптации к требованиям нового закона продлится до 1 июля 2012 года. В Петербурге создана и уже приступила к работе Межведомственная рабочая группа. Хочу вас заверить: действовать мы будем аккуратно, без «обязаловки». Автономными учреждениями станут только те, кто сам хочет и чувствует в себе силы. Кто не хочет - останутся бюджетными. А вот научить всех желающих, создать им условия для изменения статуса – это задача города. Пока, прямо скажем, автономия спрятана у нас за таким высоким забором согласований, что перебрался через него только Морской колледж и 125-й детский сад Выборгского района.
    Я дала поручение КУГИ совместно с Комитетом по образованию максимально упростить эту процедуру. И я прошу Вас, Алла Юрьевна, сделать все необходимое для того, чтобы сделать эту процедуру четкой, понятной и простой.
    Еще раз обращаю внимание глав районов: в каждой без исключения школе должна быть создана собственная бухгалтерия. Конечно, бухгалтера, знающего специфику школы, пока приходится искать днем с огнем. На это жалуется директорский корпус. Таких специалистов не готовит даже РГПУ имени Герцена, хотя там есть профильный экономический факультет. И, казалось бы, кто лучше Педагогического университета должен знать особенности школьной экономики? Мы рассчитываем, что Министерство образования и науки поможет оперативно решить проблему. Это требование жизни.
    Ключевую роль в подготовке кадров для работы по 83-му федеральному закону призвана сыграть новая организационная модель повышения квалификации работников школы. В этом учебном году вводятся обещанные персональные бюджетные сертификаты, вы сможете сами выбирать место учебы, повышения квалификации. Но и ответственность за правильный выбор тоже возрастет. 1 января 2011 года вступает в силу новое Положение об аттестации педагогов. И вы прекрасно понимаете, что в новых условиях получить высшую категорию станет намного сложнее.
    Профессиональный рост особенно важен для начинающих учителей. В этом учебном году систему образования Петербурга пополнили 700 выпускников ВУЗов и колледжей. Такого не было с советских времен. Чтобы поддержать учительскую молодежь, мы приняли решение увеличить вдвое единовременную выплату для учителей, которые в новом учебном году дадут свой первый урок.
    Молодежь должна четко понимать: карьеру в школе сделать можно. И карьеру хорошую. Сегодня среди вас более 30 новых руководителей образовательных учреждений. Впервые за все последние годы так помолодел директорский корпус. Включился социальный лифт, который – будем откровенны – до сих пор работал плохо. Тенденция обновления руководящих кадров учреждений образования – это не чья-то прихоть. Она продиктована временем. Ведь в новых условиях резко возрос спрос на современных менеджеров, способных работать в инновационном образовательном пространстве.
    Сегодня уже можно сказать, что петербургская школа не только активно использует современные инновационные технологии, но и умеет их «производить». Весной в «Ленэкспо» впервые в новом формате прошел Петербургский образовательный форум. Интерес к Петербургу, к нашему опыту модернизации образования оказался настолько велик, что первый же Форум собрал представителей из 10-ти зарубежных стран и 60-ти регионов России.
    В рамках Форума были подведены итоги городского конкурса инновационных продуктов. 63 процента разработок – самый настоящий эксклюзив. В полтора раза увеличилось число участников. Подключились детские сады, дома детского творчества, районные научно-методические центры. По сравнению с прошлым годом, можно сказать, – это прорыв, и останавливаться мы не имеем права.
    Петербургская школа сегодня активно выходит за рамки учебного процесса. Она открывается, развивается, превращается в центр творчества и досуга. Ведь именно так звучит одно из ключевых направлений национальной инициативы «Наша новая школа». Только что под эгидой Русского Географического общества состоялось уже второе детское высокоширотное восхождение на Шпицберген с участием учащихся петербургских школ. 16 наших школ участвуют в американском проекте «Одиссея разума», в немецком проекте «Школы – партнеры будущего», в финско-австрийском проекте «Учимся жить вместе».
    Превратить школы в центры спортивной жизни своих районов должны школьные спортивные клубы. С профессиональными тренерами, собственными названиями и символикой. С начала 2010 года открыто около 60-ти таких клубов. В ближайшие 3 года они должны заработать как минимум в каждой третьей школе Петербурга, а лучше бы – в каждой школе. Это задача Комитета по образованию совместно с Комитетом по физической культуре и спорту.
    Вовлечение детей в спорт, пропаганда здорового образа жизни – наши бессменные приоритеты. 157 школ города уже ввели третий обязательный урок физкультуры. Еще 147 школ предлагают ученикам дополнительный «час физкультуры» в рамках отделений дополнительного образования. Считаю необходимым в новом учебном году предоставить такую возможность каждому ученику каждой школы Петербурга.
    Прошлогодний эксперимент по введению электронных паспортов здоровья школьников полностью себя оправдал. Мы будем распространять опыт Выборгского района на все районы города. Уже в этом году начинается оснащение городских школ оборудованием для организации мониторинга физического здоровья учащихся.
    Адресная программа обновления пищеблоков позволила за 4 последних года заменить технологическое оборудование в 629 образовательных учреждениях Петербурга. В прошлом году начался эксперимент по совершенствованию организации питания в школах, которые построены полвека и более назад и не имеют собственных сырьевых столовых. В рамках эксперимента 85 школ избавятся от устаревших термосов и до конца года перейдут на современную технологию приготовления и транспортировки пищи.
    Уважаемые коллеги! Отныне уже нет выбора, открывать или не открывать двери школы родителям. Новые стандарты дают им право участвовать в формировании образовательных маршрутов детей. В том числе спорить с вами, когда вы будете предлагать предметы дополнительно к стандартам. А в автономных учреждениях родители будут влиять и на экономические решения.
    Опытом реальной совместной работы с родителями могут похвастать, к сожалению, немногие. Остался год, чтобы научиться вовлекать родителей в школьную жизнь через попечительские, наблюдательные советы и родительские собрания. Чтобы разъяснить родителям суть новых образовательных стандартов, трехстороннего договора между государством, школой и обществом. И еще раз напомнить, что вместе с правами у родителей появляются и обязанности.
    Идея ответственности родителей должна звучать везде, где только можно, и приобретать вес в обществе. Я прошу Комитет по образованию подготовить проект типового родительского договора, который будет заключаться перед каждой ступенью обучения. А его суть – о взаимных правах и обязанностях – отразить в виде памятки. И вручать ее каждому, кто следующей весной придет записывать ребенка в первый класс.
    Уважаемые коллеги! Скажем прямо: школы сегодня в первую очередь готовят ученика к поступлению в ВУЗ. А должны готовить еще и к жизни, к той самой реальной жизни, где диплом еще не означает, что ты востребован на рынке труда. Как подчеркнул Министр образования и науки Андрей Александрович Фурсенко, через 5 лет демографический спад обострит нехватку высококвалифицированных специалистов со средним специальным образованием, в том числе рабочих профессий при избытке невостребованных кадров с высшим образованием. Перед всеми регионами стоит задача обеспечить взаимодействие системы образования с реальной экономикой. Президент России в Бюджетном послании эту задачу подтвердил.
    Перекос фиксируют и наши собственные данные по трудоустройству. В прошлом году в Петербурге работу по специальности не смогли найти только 2 процента выпускников учреждений среднего профессионального образования. А среди выпускников вузов – 17 процентов не могут найти работу по специальности.
    Дети и родители должны знать эти цифры. И школы должны их знать, чтобы чувствовать свою ответственность за профессиональный выбор ребенка. Сейчас все едут по накатанной колее. Главное – удержать контингент учащихся. Своих коллег из профобразования некоторые педагоги просто на порог не пускают. Но ведь все только выиграют, если будущий мастер золотые руки сделает правильный выбор не в 11-м, а в 9-м классе. Школа не получит лишнюю двойку на ЕГЭ. Ученик не потеряет два года. А государству не придется дважды платить за его аттестат.
    Надо открыть школьнику глаза. Ведь посмотреть есть на что. Система начального профессионального образования преобразилась и абсолютно непохожа на то, что в обществе по-прежнему ассоциируется с ПТУ. За три последних года мы израсходовали на нее 6 миллиардов рублей. Модернизирована материальная база более 30-ти учреждений, еще 5 прошли капитальный ремонт, а 1 сентября откроется суперсовременный Политехнический колледж городского хозяйства, построенный за счет городского бюджета впервые за последние 20 лет. Сегодня большинство технических лицеев и колледжей – это ухоженные здания с евроремонтом, с мастерскими, в которых работает самое современное оборудование. Вот куда надо водить наших школьников на уроки труда и профориентации!
    А разве менее актуальны и менее интересны экскурсии на промышленные предприятия? Ваши ученики бывают в музеях и театрах, разбираются в спорте и компьютерах. Но они совершенно не знают, как живет наша экономика. Петербург – глобальный мегапромышленный центр. У нас традиционно мощные кластеры в судостроении и энергомашиностроении. Создан и расширяется автомобильный кластер. Если угодно, этоконкурентное преимущество Петербурга в профессиональной ориентации. Надо показать школьнику культуру труда, новое оборудование, уровень комфорта на современном предприятии. Есть такие современные станки и оборудование, что их обслуживать можно, только имея высшее образование.
    Выпускнику школы это показывать поздно. Начинать профориентацию надо со средних классов, как делают ведущие страны Европы. Тогда для многих учеников вопрос «Кем быть» перестанет быть абстрактным задолго до сдачи Единого госэкзамена.
    Еще раз подчеркну: результаты ЕГЭ – не единственный показатель успешности выпускника. Выпускник петербургской школы должен быть конкурентоспособным, готовым к изменениям в обществе и экономике, уметь принимать самостоятельные решения и адаптироваться к сложным жизненным ситуациям. Но при этом не будем забывать, что это выпускник петербургской школы. И он должен всегда оставаться петербуржцем. От которого не услышишь нецензурную брань, который не разрисовывает гранитные набережные из пульверизатора и не катается на скейте по мраморным ступенькам нашего исторического наследия.
    Я не помню ни одного педсовета, на котором мы обошли стороной эту тему. За всеми своими успехами, победами учителей на конкурсах и учеников на Олимпиадах, школа не должна забывать о воспитании. Его ни в коем случае нельзя превращать в факультатив.
    Полноценный социальный паспорт ученика составляется только в каждой пятой школе. А ведь без информации о семье, склонностях характера и увлечениях трудного ребенка невозможно организовать его сопровождение со стороны социальных педагогов и правоохранительных органов – если в этом есть необходимость.
    Процесс воспитания – это именно процесс и он должен идти непрерывно. Я предлагаю Комитету по образованию привлечь экспертов из самых разных областей и совместно с педагогической общественностью разработать долгосрочную городскую программу воспитания школьников. Системную, глубокую, креативную, максимально приближенную к современной жизни города. И, прежде всего, это должна быть программа воспитания в нашем подрастающем поколении культуры, нравственности, гражданственности и патриотизма.
    У нас есть хорошая основа для такой работы. Юбилей Великой Победы показал, что для большинства наших школьников понятия «патриотизм» и «гражданственность» отнюдь не являются просто словами. Выяснилось, что гордость за свое Отечество, уважение к старшему поколению – это все живо. Повысился интерес к истории города, к своим родословным. Вы сами это видите. Воспитательный эффект от многочисленных юбилейных мероприятий, а главное от самой атмосферы, которой жил город, – по-моему, невозможно переоценить. И в этом есть бесспорная заслуга петербургской школы. Я хочу искренне поблагодарить за это вас, всех наших замечательных педагогов.
    900 школьников приняли участие в «Звездном лыжном походе». 1400 заступили на «Вахту памяти» на посты № 1 к мемориалам воинской славы Санкт-Петербурга и «Зеленого пояса славы». Школьники изготовили более 6 тысяч поздравительных открыток для ветеранов, организовали поздравления ветеранов и блокадников на дому, акции «Ветеран живет рядом», «Спасибо за жизнь» и «Сохраняя память». Более 7 тысяч учащихся приняли участие в конкурсах и выставках детских плакатов и рисунков, и более 30 тысяч – в конкурсе сочинений, посвященном Победе.
    И что еще важно – во всем этом активно участвовали ребята из так называемых «трудных семей». Давали концерты для ветеранов, возлагали венки к монументам, снимали видеофильмы, вели тимуровскую работу. Общегородская акция школьных волонтерских команд «Наше будущее – в наших руках» объединила более двух тысяч подростков самого разного социального положения. Вот вам и ответ на вопрос «Что нам делать с трудными детьми»? Вовлекать их в то, что помогает обрести смысл жизни.
    Дорогие друзья! Через несколько дней начнется новый учебный год. Прежде всего, я хочу пожелать вам крепкого здоровья. Оно вам понадобится, потому что ваш хлеб никогда не будет легким. Я желаю вам оптимизма. Он вам тоже необходим, чтобы ни 83 федеральный закон, ни другие реформы и новации в сфере образования не вводили вас в уныние, а напротив – побуждали развиваться и идти только вперед. И еще я желаю вам таких учеников, ради которых вам захотелось бы скорей начать урок и прожить вместе с ними новую жизнь.
    С наступающим 1 сентября! С днем знаний!

    Источник gov.spb.ru

    Ссылки могут видеть только зарегистрированные пользователи. Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь для просмотра ссылок!

     
  2. Реклама

    Реклама Пользователи

     
    Зарегистрированные пользователи не видят эту рекламу - Регистрация
    #1

Предыдущие темы

Поделиться этой страницей