Попадут ли животные в Рай? Экологическая тардиция в современном Православии

Тема в разделе "Форум о религиях", создана пользователем IslamEcology_Community, 16 дек 2009.

  1. IslamEcology_Community

    IslamEcology_Community Пользователи

    Регистрация:
    15.09.2009
    Сообщения:
    57
    Симпатии:
    0
    Адрес:
    Ниеншанц
    Святые животные

    Беседа Людмилы Ильюниной с философом Татьяной Горичевой

    - Татьяна Михайловна, последние 3-4 года постоянной темой ваших выступлений, статей и книг стали размышления об экологии вообще и о судьбе животных в частности. Вы - единственный православный философ, который так активно занимается этой темой. Вам принадлежит книга с парадоксальным названием: "святые животные". Звучит, как провокация, чем это вызвано?

    - Мы живем в эпоху умаления жизни и несем огромную ответственность за то, что умирает не только культура, не только цивилизация, а именно жизнь. Через несколько лет как говорят ученые вымрут еще 25 миллионов видов животных. Это, несомненно, происходит от того, что в начале ХХ века "Бог умер", как говорил Ницше. Бога изгнали из сознания людей и из жизни. После этого из существования человека ушла вертикаль, и стали умирать все, ее создающие ценности. Это и ценность любви ("иссякла любовь"), это и ценность справедливости, чести, сострадания. И сама жизнь все больше и больше умаляется, иссякает. Становится все меньше нормального воздуха, нормальной воды, нормальной пищи. На Западе каждый второй ребенок рождается с болезнью аутизма - замкнутости на себе, невозможности отзываться на окружающий мир, даже на ласки и любовь матери.

    Все это накладывает на наши плечи, особенно на плечи христиан особую ответственность. Потому что именно христианская цивилизация развернула глобализацию во всем мире, подчинила себе многие культуры и подчинила не в самом лучшем стиле.

    - Говоря с беспокойством о судьбах всего живого на земле, вы на самом деле не оригинальничаете, существует глубокая православная традиция в этом плане.

    - Наша православная традиция, в отличие от католической и протестантской жизненна. Потому что наши подвижники не столько рассуждали на эту тему, сколько исправляли греховное повреждение, греховное падение человека в отношении к животным. Они общались с животными на райском уровне. Как говорил Исаак Сирин: "Животные обоняют запах рая и идут к святым". У нас множество примеров в житиях святых, которые я привожу в своей книге с намеренно провокационным названием "Святые животные", того, как святые дружили с животными.

    Конечно же, в первую очередь каждый православный помнит об общении прп. Сергия Радонежского и прп. Серафима Саровского с медведем. Прп. Герман Аляскинский общался с горностаями, святые на Афоне и в Греции, где я часто жила, общаются даже со скорпионами, старец Исидор из Гефсиманского скита читал Псалтырь вместе с лягушкой (она всегда появлялась на пеньке рядом его домиком, когда он начинал читать кафизмы). Приснопоминаемый старец Николай Гурьянов даже пауков чествовал, мухи не разрешал убить, с котами своими разговаривал, как с лучшими друзьями.

    - Я хочу присоединить к этим историческим примерам один современный и очень живой. Я только что вернулась из Покрово-Тервенического монастыря, с игуменией которого - Лукианой (Рысевой) меня связывает давняя дружба. Матушка рассказала, какая у них произошла совсем недавно история с заблудившейся собакой. Бедная собака-охотница потеряла хозяина и пришла в монастырь, там ее накормили и она ушла. Через несколько дней в обители появился хозяин собаки, он прошел несколько десятков километров по лесу, и так же, как его питомица, вышел к неизвестному ему монастырю. Матушка рассказала ему, что, судя по описанию, именно его собака недавно гостила в обители, но где она теперь, она не знает. И попросила, что, если он найдет "потеряшку", чтобы обязательно пришел и сообщил. А сама матушка Лукиана стала молиться пред чудотворной иконой Тервенической Божией Матери: "Помоги соединиться двум любящим сердцам". Через день охотник пришел с радостной новостью - собака нашлась.

    - В лучших монастырях на деле хранят святоотеческую райскую традицию отношения к животным. Есть воспоминания о том, как св.прав. Иоанн Кронштадтский молился за страдающую скотинку, как многие наши старцы молились за тех животных, которые рядом сними жили.

    - Все-таки расскажите не только о жизненном, но и о богословском осмыслении проблемы "Человек и животные".

    - Животные служат святым как они служили когда-то Адаму в раю. И, как пишут прп. Макарий Великий, прп. Симеон Новый Богослов в раю произошла ужасная катастрофа: после грехопадения человек стал вселять ужас во всю тварь. Прп. Макарий пишет, что после грехопадения даже воздух стал сжиматься - не хотел, чтобы человек им дышал, вода в реках не давала к себе подступить, животные хотели разорвать Адама и Еву. Но Господь по своему человеколюбию сказал: "Люди покидают рай, и вы за ними идите и служите дальше". И мы сейчас видим, что животные настолько трогательно служат людям, что даже спасают их от вымирания. Современная наука открыла, что собаки, обезьяны и прочие животные лечат от самых невероятных болезней. Детей от аутизма излечивает общение с лошадями, с собаками, с кошками. Недавно в Париже я была свидетельницей такой сенсации: несколько сот детей излечились за короткий срок от аутизма после общения с лошадками.

    Общаясь с животными, человек может отрыть те качества и свойства личности, которые он не может открыть другому человеку, Животные сохранили райскую непосредственность, или как говорил Ориген "в них остался след Бога". И мы, общаясь с животными, возвращаемся к райской непосредственности.

    Святой Симеон Новый Богослов говорит, что люди в грехопадении пали ниже животных, а животные по существу остались на этом райском уровне. Поэтому у нас есть чему у них поучиться: и терпению, и незлобивости, и простоте, и открытости, доверчивости. У меня, например, был пес, с которого я всегда старалась брать пример. Он такой был радостный, я такой радости не видела никогда в мире. Еще Достоевский в "Братьях Карамазовых" писал: "Любите животных Христос с ними прежде нашего. В них есть начало разума и веселия". Если они не очень болеют и не умирают, они радуются - они радуются встрече, им дорог человек и при этом к них нет нашего глупого человеческого рассудка - мы все время контролируем себя, в нашем поведению много, идущего от всяких "табу", цивилизационных запретов.

    - Один из самых трудных с точки зрения богословия и с точки зрения сердечных переживаний остается вопрос о том, что с животными происходит после смерти? Что писали святые отцы на эту тему? Мы, общаясь с животными, видим, что у каждого из них есть свой характер, какие-то личностные особенности, что же все это уничтожается со смертью плоти?

    - Во-первых, в Священном Писании у нас есть прообраз Царствия Небесного, к которому мы все стремимся. Это - Ноев Ковчег, где каждой твари по паре. Святые Отцы в вопросе о посмертной участи животных проявляли разномыслие. Этот вопрос догматически никак не закреплен. Но мне лично ближе те Отцы, которые думали, что "животные несут след Бога" и имеют право быть в раю. Мы ведь достоверно не знаем как устроен рай, и какое "отделение" там могут занимать животные. Но мы ведь знаем, что любовь не умирает, потому и любовь человека к животному не должна уничтожиться совсем после смерти.

    "О Тебе радуется, благодатная, всякая тварь", - когда мы видим Божью Матерь, держащую под своим покровом весь мир - мы видим образ рая.

    Еще одна икона рая есть у пророка Исайи, когда лев ляжет с ягненком, ребенок со змеей.

    - Но здесь существует возможность другой крайности. Помните, как об этом писал прп. Силуан Афонский - привязанность к животному может заменить любовь к человеку. Животных не стоит к себе приближать, даже гладить их нужно остерегаться.

    - Каждый старец, каждый святой индивидуален. Прп. Силуан он же крестьянин был. У крестьян (и меня всегда это удивляет) отношение к животным безумно любовное, а потом того, кого они так любят, они могут зарезать и съесть. Если любимая собака вдруг начнет днями, месяцами выть под окнами, ее запросто пристреливают.

    Надо сказать, что в целом рациональное отношение к животным я видела еще и в Греции, как массовое явление. Это можно назвать "южным отношением к животным". Животные живут исключительно на улице, им не дают ни питья, ни воды. Многие мои знакомые из-за этого даже перестали ездить в Грецию, потому что тяжело постоянно видеть страдающих животных.

    - В отношении христиан к животным существует зависимость от общего мировоззрения человека, которое В.В.Розанов хлестко обозначил как "мироприемлющее" и "мироплюющее".

    - Конечно, ведь дело в том, что наше спасение - это не спасение отдельное атома, который оторван от всего. Об этом много писал прп. Максим Исповедник, а из светских писателей наш Федор Михайлович Достоевский: "Всякий за все перед всеми виноват". Помните, в "Братьях Карамазовых": "Простите птички!"

    - В чем разница между "православной экологией" и "религией экологистов"? И нужно ли вообще православным сугубо заниматься экологией?

    - Разница большая. Есть радикальный экологизм, который считает, что в природной катастрофе виновато христианство со своим антропоцентризмом. Человек поставлен в центр мира и в гордыне своей уничтожает тварь. Но, как мы уже сказали, подлинное христианское, святоотеческое отношение к твари оно совсем другое. Мы все связаны друг с другом, через освящение всего мира, мы только можем спастись.

    У нас, православных есть учение об обожении, о том что "последний таракан не должен плакать", а не то, чтобы: "я спасен, а до других, до всего мира мне дела нет".

    - Хочу вернуться к тому, о чем мы уже говорили: в наше время должное отношение к твари существует в первую очередь в монастырях. Люди живут на природе, любят ее, трудятся и кормятся ее плодами, но при этом их отношение не грубо крестьянское, а одухотворенное. Я до сих пор под огромным впечатлением от того, как в Тервеничах матушки разговаривают с коровками, козочками, собаками. У каждой матушки в келье кошечка. Я впервые (хотя много раз бывала в этом монастыре и в других монастырях) увидела, что это не только обитель людей, но и обитель зверей.

    - Ориген пишет, что когда Адам давал имена животным он учился любить на разных стадиях. А потом, когда он уже обучился любви, через любовь к животным, ему дана была Ева.

    Поэтому можно сказать, что это наша христианская обязанность, "память о рае" - любить животных. К этому надо приучать детей с младенчества. Как писал опять же Розанов: "каждый ребенок должен держать на груди котенка и ласкать его, разговаривать с ним, ухаживать за ним. У ребенка должен опыт совместной жизни с животными. И тогда он откроет, что в животном мире есть своя структура отношений - привязанность, дружба, верность. И мы не одни живем на белом свете, а вместе с нашими "братьями меньшими".

    И надо благодарить Бога за то, что все это еще есть, что наш мир еще живет природной жизнью.

    (Зарегистрируйтесь или Авторизуйтесь)
     
  2. IslamEcology_Community

    IslamEcology_Community Пользователи

    Регистрация:
    15.09.2009
    Сообщения:
    57
    Симпатии:
    0
    Адрес:
    Ниеншанц
    Попадут ли животные в вечность?

    cвященник Константин Пархоменко

    …У одной девочки, моей прихожанки, умерла любимая собака. Девочка много плакала, а через несколько дней во сне увидела свою собаку – здоровой и жизнерадостной. Самое интересное то, что от собаки исходило сияние. Как эта девочка потом мне сказала – «Я перестала плакать, потому что поняла, что моя собачка находится в лучшем мире». Как относиться к этому сну? Как к фантазии, или как к какому-то знаку от Бога?.. В любом случае он поднимает огромную и важную тему: Какова судьба животных? Прожить отведенный им, иногда весьма краткий срок, и кануть в небытие? Тогда зачем они вообще были созданы Богом? Чтобы развлекать людей, быть для человека игрушкой и пищей?

    Об этом сегодня и поговорим. Но сначала мы должны усвоить одну важную вещь: Церковь никогда не пряталась от таких вопросов. Их ставили богословы и святые отцы всех времен. Другое дело, что наверняка решить эти вопросы мы не можем. Нам не открыто это! Лишь иногда Священное Писание и Предание деликатно касаются этой темы.

    Итак, судьба животных, или более широко – вечная судьба природы… Какова она?

    Напомню, что согласно православному богословию, наш нынешний мир находится в состоянии поврежденности, отпадения от Бога. Виной всему – Грехопадение прародителей. Если мы вспомним библейский рассказ об Адаме и Еве мы увидим, что в Эдеме, прекрасном райском саду, они жили в любви со всем живым творением. Так и было задумано Господом, чтобы и человек и все творение жили в любви и единстве друг с другом и с Ним, Творцом и любящим Отцом всяческих.

    Грехопадение явилось катастрофой космического масштаба, и оно имеет последствия не только для человека, но и для всего мироздания. Повредился человек, повредился весь мир… «Падение человека было в то же время и падением природы, проклятие человека, стало проклятием природы. И с тех пор человек и природа, как два неразделимых близнеца, ослепленные одним и тем же мраком, омертвленные одной и той же смертью, нагруженные одним и тем же проклятием, рука об руку идут через историю по бесконечным беспутьям греха и зла; вместе спотыкаются, вместе падают, вместе и поднимаются, непрестанно стремясь к далекому концу своей печальной истории» (преп. Иустин Сербский).

    В мир вошли смерть, злоба, взаимное уничтожение. Духовной задачей человека стало вернуть утерянный Рай! Возможно ли это? В большей или меньшей степени многие ветхозаветные герои духа (да и язычники, вспомним хотя бы праведного язычника Иова) старались жить по-Божьи. Пророки укрепляли людей, говорили, что в рамках этого мира подлинное богообщение и не достижимо. Оно возможно лишь тогда, когда на землю придет посланник Божий, Его Сын.

    И вот тогда наступит время примирения всего творения с Богом. Правда, произойдет это за горизонтом здешнего бытия, после преображения мира. Тогда наступит Царство Небесное, в которое войдут не только люди, но и животные. И в этой вечности, как некогда, при начале бытия, в Раю, человек и животные будут жить в мире и дружественном общении. «Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе и малое дитя будет водить их. И корова будет пастись с медведицею, и детеныши их будут лежать вместе; и лев, как вол, будет есть солому». И далее: «И младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи. Не будут делать зла и вреда на святой горе Моей...» (Ис. 11 гл.).

    И действительно, новым этапом, или вернее эрой в судьбе человека и мира стало пришествие в наш мир Сына Божия – Иисуса Христа. Христос примиряет мироздание и человека с Богом. И вносит в начертанную ветхозаветными пророками картину некоторые коррективы. Да, преображение мира нами еще только ожидается, оно в будущем, но уже сегодня всякий желающий может задышать его воздухом, ощутить его аромат…

    Однажды, когда Иисуса спросили, когда придет Царствие Божие, Он ответил: «Не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17, 20-21). Это значит, что Царство Божие начинает проявляться уже в этом мире, среди нас, людей века сего, - внутри нас! Когда мы видим чудеса, происходящие по молитвам подвижников веры, как мы называем их – святых людей, когда мы видим, как законы мироздания как бы смиренно уступают некоей высшей воле и силе, что это, как не обнаружение в нашем мире каких-то иных законов?.. Законов Царствия Божия…

    Знакомство с жизнью святых людей показывает нам, что ветхозаветные пророчества о дружбе животных и людей уже как бы осуществляются. Всем известны рассказы о дружбе преп. Сергия Радонежского, преп. Серафима Саровского с дикими зверями – медведями. О преп. Германе Аляскинском читаем у его биографа и очевидца его духовных подвигов: «Около его келий жили горностаи. Эти зверьки отличаются своей пугливостью. Но они прибегали к преподобному Герману и ели из его рук. Видели, как преподобный Герман кормил медведя». Тоже известно и о древних отцах пустынниках, к которым приходили за помощью и которых охраняли дикие звери.

    Почему это происходит? Можно предположить, что благодать Божия, действующая через подвижника, ощущается зверями. И нам, людям, хорошо быть рядом со святым, и животные чувствуют, что этот человек принадлежит тому миру (Царству Небесному), в котором нет вражды и взаимоуничтожения. В известной дореволюционной книге «Откровенные рассказы странника духовному своему отцу» описывается случай с намоленными четками старца. Отмахнувшись этими четками от разъяренного волка, странник спасся от растерзания хищным диким зверем. Чудесному происшествию книга дает такое объяснение: «Когда первосозданный человек Адам был в невинном святом состоянии, тогда все животные и звери были ему в покорении, они со страхом подходили к нему, и он нарицал им имена. Старец, чьи сии четки, был свят: а что значит святость? Не что иное, как через подвиги возвращение невинного состояния первого человека в грешном человеке. Когда освящается душа, освящается и тело. Четки всегда бывали в руках освященного; следственно, чрез прикосновение к ним рук и испарений его, привита к ним святая сила, — сила невинного состояния первого человека».

    Замечательный современный русский мыслитель Татьяна Горичева, автор книги «Святые животные» пишет: «Животные не только “стенают и мучатся” вместе с человеком. Не только ждут усыновления и искупления… они уже способны, вслед за святыми и мучениками проникнуть в новый эон, войти в Церковь, дерзнем сказать — обожиться. В житии св. Великомученика и целителя Пантелеймона рассказывается, что дикие звери не хотели нападать на юношу. Тогда были убиты и они. Их трупы были брошены на съедение птицам. Но птицы до них не дотронулись. Трупы животных долгое время лежали на солнце и оставались нетленными. Итак, мы имеем дело с мощами животных».

    Очевидно, - животные чувствуют духовную атмосферу Рая…

    Сложнее тема вечной судьбы животных. Бессмертны ли их души (а у животных есть душа, как набор психических свойств)? Может быть, свидетельство ветхозаветных пророков понимать как поэтическую аллегорию?..

    Апостол Павел пишет об этом конкретно: «Ибо тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих. Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне; и не только она, но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего» (Рим. 8, 19-23).

    Откровение сынов Божиих – это время прославления человека в Царствии Божием. Значит, по мысли ап. Павла, тварь ждет этого времени? И ждет в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы. Частное мнение ап. Павла? Едва ли. То же читаем и у многих святых отцов. Так, толкуя слова ап. Павла - сама тварь освобождена будет…св. Иоанн Златоуст говорит: «Что значит сама? Не ты один [человек], но и то, что ниже тебя, что не имеет ни разума, ни чувств – и то будет с тобою участвовать в благах. Освобождена будет, - говорит апостол, - от рабства тлению, то есть не будет уже тленною, но делается соответственною благообразию твоего тела. Как тварь соделалась тленною, когда твое тело стало тленным, так и тогда, когда тело твое будет нетленным, и тварь последует за ним и сделается соответственной ему».

    А вот что об этом говорит св. Симеон Новый Богослов: «Все твари, когда увидели, что Адам изгнан из рая, не хотели больше повиноваться ему, преступнику. Но Бог... сдержал все эти твари силою Своею, и по благоутробию и благости Своей не дал им тотчас устремиться против человека и повелел, чтобы тварь оставалась в подчинении ему, и сделавшись тленною, служила тленному человеку, для которого создана, с тем, чтобы когда человек опять обновится и сделается духовным, нетленным и бессмертным, и вся тварь, подчиненная Богом человеку в работу ему, освободилась от сей работы, обновилась вместе с ним и сделалась нетленною и духовною».

    О грядущем преображении твари вдохновенно пишет в своем учебнике «Догматика Православной Церкви» преп. Иустин Сербский: «Богочеловеческая истина о преображении природы непрестанно живет в Богочеловеческом теле Православной Церкви Христовой и будет жить вовеки… Воскресение мертвых будет концом смерти не только для людей, но и для видимой природы, которая подверглась смерти и тлению по грехолюбивой воле своего надменного господина – человека… Восстановлением человека в изначальном состоянии Господь и природу вернет в ее изначальное безгрешное состояние. Тогда не только христолюбивые люди древнею добротою возобразятся, но и вся природа…»

    Каким образом это произойдет? А вот это нам не открыто. То, что живое творение каким-то образом войдет в вечность, приобщиться грядущим благам вечного и блаженного бытия – истинная вера Православной Церкви. Как это будет? – мы не знаем.

    Некоторые мыслители высказывали на этот счет свое мнение, но будем помнить, что это всего лишь частное богословское мнение, хотя и уважаемого лица.

    Некоторые говорили, что войдут в вечность лишь те животные, которые общались с человеком. Через общение с бессмертной человеческой душой и животная душа прикоснулась к вечности, восприняла в себя благодатные силы, которые не дадут ей исчезнуть со смертью тела, а позволят жить в ином мире…

    Иначе считал, например, святитель Феофан Затворник. Он писал, что возможно, Бог сотворил некую «мировую душу». В эту-то душу и вливаются после смерти души всех живых существ, кроме человека. «Есть градация душ: «некая химическая душа», и выше — растительная, затем — животная. Все эти души, низшие духа, в свой черед «погружаются в душу мира», растворяются в своем первичном субстрате. "А душа человека не может туда погрузиться, но духом увлекается гор?, — это по смерти"» Духовные чада известного подвиж­ника, исповедника и прозорливого старца архимандрита Бориса (Холчева) рассказывали, что он придерживался такого же мнения: «Не раз задавался вопрос о душе собак, что будет с ними после их смерти. Отец Борис говорил, что их души сольются с душой "мировой собаки"».

    Есть и иные, менее известные теории, но все это лишь теории. Как и что будет на самом деле – знает лишь Бог. А мы и вся природа, предадимся Ему, - Отцу и Спасителю, с любовью и доверием.

    (Зарегистрируйтесь или Авторизуйтесь)
     
  3. ter7777

    ter7777 Пользователи

    Регистрация:
    16.05.2009
    Сообщения:
    394
    Симпатии:
    8
    во что форум превращается?какая тема следущая?
     
  4. IslamEcology_Community

    IslamEcology_Community Пользователи

    Регистрация:
    15.09.2009
    Сообщения:
    57
    Симпатии:
    0
    Адрес:
    Ниеншанц
    Да какая хотите!

    Выкладывайте своё, плз.
     
  5. Шрам

    Шрам Пользователи

    Регистрация:
    22.12.2009
    Сообщения:
    2.231
    Симпатии:
    59
    Скажу одно.Блажен кто и скоты милует.Значит ,не обращается жестоко.Кормит, поит,заботится и при надобности лечит.Остальное по желанию.Животные должны служить человеку ,а не наоборот.В этом их преднозначение.Рая для животных нет.Их души растворяются как только выходит из тела.Так святые отцы говорят.
     
  6. -Mike-

    -Mike- Пользователи

    Регистрация:
    19.04.2009
    Сообщения:
    1.026
    Симпатии:
    29
    Копнём глубже: а рай то есть вообще?
     
  7. Шрам

    Шрам Пользователи

    Регистрация:
    22.12.2009
    Сообщения:
    2.231
    Симпатии:
    59
    Ну конеЧно! :angel:
     
  8. Прохожий

    Прохожий Мелкий поганец

    Регистрация:
    07.05.2007
    Сообщения:
    20.876
    Симпатии:
    3.653

    Вложения:

  9. -Mike-

    -Mike- Пользователи

    Регистрация:
    19.04.2009
    Сообщения:
    1.026
    Симпатии:
    29
    А откуда вы знаете?
     
  10. Шрам

    Шрам Пользователи

    Регистрация:
    22.12.2009
    Сообщения:
    2.231
    Симпатии:
    59
    Так я же верующая.А вы откуда знаете, что его нет?
     
  11. -Mike-

    -Mike- Пользователи

    Регистрация:
    19.04.2009
    Сообщения:
    1.026
    Симпатии:
    29
    Шрам:

    "Так я же верующая.А вы откуда знаете, что его нет?"(рая)

    Вот меня учили, а после и сам пришёл повторно к подходу в жизни: если какое-то явление непонятное и имеет множество вариантов для объяснения, то расставь их, начиная с самой простой и примитивной до более сложных. И начинай по порядку их примерять к явлению. Тот, снизу, который объяснит её, чаще всего и является более верной. Выдели из неё оставшие непонятные куски и примени подобный подход далее, пока не сложится цельная картина.

    Обычно так подходят и учёные, иначе в мире был бы такой бардак..., а мы сидели бы у костра в звериных шкурах.

    Конечно, есть что-то невписывающее в вроде уже нарисованную картину и тут, иногда, чтобы решить противоречие, приходится отметать принятую за основу платформу и начинать всё с начала, акцентируя на острых проблемах, искать дальше.

    Думаю, такой подход оправданный, конструктивный, дающий лучший результат.

    Если же схватиться за какой-то результат и стоять на нём, не взирая на приводимые факты, попытки разобраться, и в качестве аргумента приводить только веру, мы не сможем дальше нормально жить, смотреть TV, ездить на машинах, передавать информацию... А ведь церковные представители уже давно перестали всё это отрицать и пользуются благами цивилизации.

    Да и попытка самим разобраться большего стОит, чем повторять чужие мысли и мировозрение. Подход простой: они могут просто ошибаться (это в лучшем случае). Применение же своего опыта, раздумий, сопоставления личных фактов даёт большие положительные результаты.

    В итоге, всё можно свети к жизненной позиции: активная, если пытаться разобраться и пассивная, если всё даётся на откуп другим без попыток разобраться. А вера - это просто ширма для своей позиции.

    P.S.Извиняюсь, но на один вроде простой вопрос бывает просто не ответишь, нужно приложить "выжимку из своего мировозрения" .
     
  12. viola349

    viola349 Пользователи

    Регистрация:
    11.01.2008
    Сообщения:
    20.580
    Симпатии:
    807
    Для верующих рай есть, для неверующих-нет, как и ада. Они нам просто не нужны
     
  13. Шрам

    Шрам Пользователи

    Регистрация:
    22.12.2009
    Сообщения:
    2.231
    Симпатии:
    59
    Вы материалист и этим всё сказано. Факты говорите. Ну тогда куда дените свидетельства переживших клиническую смерть. Их много.
     
  14. Kostik1986

    Kostik1986 Пользователи

    Регистрация:
    17.12.2009
    Сообщения:
    30
    Симпатии:
    0
    сведетельства переживших клиническую смерть объясняются процессами, проходящими в головном мозге в этот момент.

    объяснение утилитарное. Российский врач-реаниматолог Николай Губин объясняет появление туннеля проявлением токсического психоза.

    - Это в чем-то схоже со сном, а в чем-то с галлюцинацией (например, когда человек вдруг начинает видеть себя со стороны). Дело в том, что в момент умирания части зрительной доли коры больших полушарий мозга уже страдают от кислородного голодания, а полюса обеих затылочных долей, имеющие двойное кровоснабжение, продолжают еще функционировать. В результате поле зрения резко сужается, и остается лишь узкая полоса, обеспечивающая центральное, «трубное» зрение.

    Почему перед глазами некоторых умирающих проносятся картины всей прожитой жизни? И на этот вопрос есть ответ. Процесс умирания начинается с более новых структур мозга, а заканчивается более старыми. Восстановление этих функций при оживлении протекает в обратном порядке: сначала оживают более «древние» участки коры головного мозга, а затем уже - новые. Поэтому в процессе возвращения к жизни человека в его памяти в первую очередь всплывают наиболее стойко запечатлевшиеся «картинки
     
  15. Шрам

    Шрам Пользователи

    Регистрация:
    22.12.2009
    Сообщения:
    2.231
    Симпатии:
    59
    Это не доказано.Всего лишь Очередная гипотиза.Сколько их уже было,и скорее всего,ещё будет.
     
  16. философ

    философ Пользователи

    Регистрация:
    28.03.2009
    Сообщения:
    1.127
    Симпатии:
    21
    трубное зрение - это просто гипотеза притянутая за уши к имеющемуся факту. Просто ученым очень хотелось найти именно материалистическое объяснение феномену и они его нашли так же как менты раскрывают дела любой сложности за час если от них этого потребует начальство, а на суде потом все удивляются его маразматичности...главное что заказ выполнен. Только проблема в том что люди видят не только пресловутый туннель, но родственников и многое другое и это не всегда точно иллюстрирует их бпредставления о загробном мире. Мой крестный тоже пережил КС, но туннеля не видел, зато видел себя на операционном столе и много других странных вещей, а он тогда был атеистом.

    [quote name='-Mike-' date='25.12.2009, 22:51' post='336429'

    Вот меня учили, а после и сам пришёл повторно к подходу в жизни: если какое-то явление непонятное и имеет множество вариантов для объяснения, то расставь их, начиная с самой простой и примитивной до более сложных. И начинай по порядку их примерять к явлению.
     
  17. Dmitry1380

    Dmitry1380 Пользователи

    Регистрация:
    08.07.2009
    Сообщения:
    22.779
    Симпатии:
    1.130
    Попадут ли женщины в рай??? вот в чем вопрос,с ребра сделанные...
     
  18. Шрам

    Шрам Пользователи

    Регистрация:
    22.12.2009
    Сообщения:
    2.231
    Симпатии:
    59
    Мы то хоть с ребра , да человеческого сделаны,а вы мужчина из праха. :P
     
  19. Dmitry1380

    Dmitry1380 Пользователи

    Регистрация:
    08.07.2009
    Сообщения:
    22.779
    Симпатии:
    1.130
    Зато у нас этта,душа есть,и еще как его-мозг :xexe:
     
  20. Иосиф 123

    Иосиф 123 Заблокированные

    Регистрация:
    20.02.2009
    Сообщения:
    3.926
    Симпатии:
    0
    Подождите, осталось 2 года до завершения мед. эксперимента, призванного доказать-опровергнуть существование бессмертной души. За прошедший год ее наличие не подтвердилось.
     

Предыдущие темы