Инвалиды. Телепередачи и реалии... | страница 3

Тема в разделе "Форум новостей города", создана пользователем завик, 1 мар 2010.

  1. demosalla

    demosalla Пользователи

    Регистрация:
    25.03.2010
    Сообщения:
    1.410
    Симпатии:
    3
    Адрес:
    Питер
    Но родителей такого ребенка я за отказ не осуждаю,просто потому ,что не имею права осуждать
     
  2. vetlasha

    vetlasha Пользователи

    Регистрация:
    14.07.2007
    Сообщения:
    2.251
    Симпатии:
    12
    Можно , конечно помогать только тем, кто хочет.

    И так можно. То, что инвалиды детства , которые растения иили полурастения долго не живут в инвалидных домах - это известно. Но у нас просто в детдомах выращивают запущенных детей со степенью дебилизма, только потому, что нет у этого ребёнка нужного развития - семьи, заботы и тепла.

    Я привела пример выше женщины, у которой откачивали по гуманным соображениям мёртворождённого ребёнка. Вот тут закономерный вопрос возникает. Зачем?

    Кто будет отслеживать каждый конкретный случай.

    Это действительно очень сложно.
     
  3. завик

    завик дурачок

    Регистрация:
    12.11.2009
    Сообщения:
    836
    Симпатии:
    22
    Адрес:
    Санкт-Петербург
    Вот и спрашиваю - я что, где-то дал намёк на подобное решение вопроса?

    я - тоже.

    Дебил НИКОГДА не станет нормой. Какая бы семья ни была, какое бы образование или воспитание ни были - он останется дебилом. В лучшем случае. Только глубина отсталости может стать поменьше. Вы путаете УО с ЗПР.
     
  4. ellenna

    ellenna Пользователи

    Регистрация:
    26.08.2009
    Сообщения:
    104
    Симпатии:
    0
    Адрес:
    санкт-петербург
    А что здесь удивительного? Каковы "специалисты", работающие с инвалидами , таков и результат.

    (Зарегистрируйтесь или Авторизуйтесь)

    Вместо хоть каких-нибудь, хотя бы околонаучных аргументов- предположения, домыслы, а то и прямые оскорбления.
     
    Последнее редактирование модератором: 30 апр 2010
  5. С.Мирнов

    С.Мирнов Пользователи

    Регистрация:
    29.12.2009
    Сообщения:
    260
    Симпатии:
    1
    Адрес:
    СПб, Колпино
    Это напомнило мне дискуссию об образовании. Раздел "ШКОЛА" - (деградирует)

    Одна родительница вступила в спор об учителях и родителях.

    "С.Мирнов, знаете, какой бы хорошей школа не была, но воспитанием детей должны заниматься родители, поэтому умным детям не место в школах среди идиотов, для таких нужны отдельные школы."

    А где градация между умным и идиотом? Я ей привел пример, - ее ребенка кто-то назовет идиотом.

    Сразу исчезла с обсуждения.
     
  6. vetlasha

    vetlasha Пользователи

    Регистрация:
    14.07.2007
    Сообщения:
    2.251
    Симпатии:
    12
    я ничего не путаю. Это вы неправильно понимаете.

    Я привела два разных случая про ребёнка растение и про запущенных детей в в так называемых "нормальных" детдомах. Об этом была передача. Там не возятся с коррекционными школами, как стали бы вытягивать чуть отстающих в развитии детей в полноценных семьях. У моей школьной подружки недоношенный родился. И в первом классе не справлялся в программой.Его перевели в коррекционнцю школу. В 5 класс он пошёл в обычную уже и всё нормально уже с усвояемостью было.

    Про детдомовских таких детей говорили, что в этом плане с ними никто не ХОЧЕТ возиться, а ПРОЩЕ поставить лёгкую степень дебилизма и НАВЕЧНО припечатать этим диагнозом на всю оставшуюся жизнь.

    Вы как-то странно сами передёргиваете посты, и Ваше восприятие на грани конфликтности.

    Если пойдёт дальше так. я просто ухожу из темы. [​IMG]

    Я пишу, что это очень всё СЛОЖНО, это СЛОЖНЫЕ вопросы, Вы либо не видите этого, либо пропускаете.
     
  7. vetlasha

    vetlasha Пользователи

    Регистрация:
    14.07.2007
    Сообщения:
    2.251
    Симпатии:
    12
    Примерно тоже самое мне сказала одна самоуверенная мамочка из родительского комитета нашего класса, что таких детей, как мой надо изолировать от детей ( диагноз был у моего сынишки ММД, разторможенность, и судорожная готовность -последствия родовой травмы - низкий поклон халатности врачей).

    А то, что к 11 годам такие дети обгонять начинают других в усвоении точных наук, и при правильном воспитании, психологии и педагогике вырастают полноценными людьми -это той мамашке было неинтересно на тот момент. Зато, когда в 7 классе её дочура -отличница пошла во все тяжкие и мамочке этой не справиться было с этой ситуацией, очень хотелось на родительском собрании её спросить о плохом влиянии её девочки на других детей и предложить изолиролвать от класса.

    Я лишь как-всегда за своим внутренним вопросом посочувствовала её ситуации.

    Потому, что "добивать" человека его тяжким положением считаю не гуманно. Мы все расплачиваемся за свои слова, мысли и поступки, а лишний булыжник на душевную рану, и соль, только навредит человеку, прибавит тяжести и больше разьест.
     
    Последнее редактирование модератором: 30 апр 2010
    1 человеку нравится это.
  8. С.Мирнов

    С.Мирнов Пользователи

    Регистрация:
    29.12.2009
    Сообщения:
    260
    Симпатии:
    1
    Адрес:
    СПб, Колпино
    А Наполеон родился семимесячным.
     
  9. vetlasha

    vetlasha Пользователи

    Регистрация:
    14.07.2007
    Сообщения:
    2.251
    Симпатии:
    12
    Мда.... почитала.Нам с сыном повезло, даже если была нужна редкая консультация у психиатра, то попали мы к хорошему доктору в НИИ Бехтерева в середине 90-х к доктору Пушкову.

    Хочу написать впечатление и ощущения от приёма. Когда мы только зашли в кабинет его, то сразу возникло чувство, что мы с сыном здоровы и обсолютно умиротворённы. Он посмотрел все наши документы, поспрашивал сына разными вопросами, а потом сказал, что возиться с такими детьми НИКТО не хочет, и это хорошо, что я такая любящая и с трезвым умом мамашка. Дал несколько рекомендаций.

    Домой ехали -ребёнок идеально себя вёл. Вечером заснул хорошо. Правда спустя несколько дней -это рассеялось, но у доктора определённо мощная энергетика лечащего врача.

    Я уже платно в 18 лет к нему напросилась с сыном на консультацию к нему во второй раз, хотя вообщем-то и не надо было. Но для моего самоуспокоения -это надо было.

    И какое СЧАСТЬЕ, что не попался мне на пути такой доктор как Завик. А то бы ушла полной дебилкой осиновой со своим апельсином , выращенным не в южной широте, полностью уничтоженная и не одна подушка отсырела бы от моих ночных слёз, и выброшена была .

    Слов нет.......
     
  10. С.Мирнов

    С.Мирнов Пользователи

    Регистрация:
    29.12.2009
    Сообщения:
    260
    Симпатии:
    1
    Адрес:
    СПб, Колпино
    Я инфаркт перенес, даже два и три операции на сердце. Меня никто не спрашивал, дали инвалидность.

    Думал обойдется, не могу без работы. Прихожу к ребятам в свою бригаду, и просто с ними иду на заявку, как-то было, попрыгал на стремянке, а вечером скорую вызвали. Все равно прошу дайте какой-нибудь объем работ, не надо оплаты, у меня руки просят работы.... Но...

    И еще раз про лекартсва! около месяца никаких лекарств в поликлинике. И вот вчера позвонили, можно придти оформить их получение.

    Зашел а аптеку, очередь более 40 человек - инвалиды, не считая занявших очередь и ушедших по делам. На каждого инвалида тратиться 3-7 мин.

    Можете сами сосчитать время в очереди. Это одна аптека на весь район с населением около 300000, и площадью в несколько поселков.

    Интересно, зашел один гражданин, по виду точно чиновник, с удивлением посмотрел на очередь и попытался без очереди, все требовал подойти заведующую, мол я не себе, а родителям. А перед ним бабульки и безногий стоит. Сделали замечание, вы здоровый? - да - а здесь сидят все больные!!!

    Удивился, как это так с ним разговаривают.
     
    Последнее редактирование модератором: 30 апр 2010
  11. vetlasha

    vetlasha Пользователи

    Регистрация:
    14.07.2007
    Сообщения:
    2.251
    Симпатии:
    12
    Так представился бы и людей выслушал, если бы ПРАВИЛЬНЫЙ был чинуша....
     
  12. С.Мирнов

    С.Мирнов Пользователи

    Регистрация:
    29.12.2009
    Сообщения:
    260
    Симпатии:
    1
    Адрес:
    СПб, Колпино
    Попробовали, быстро-быстро слинял !!!
     
  13. vetlasha

    vetlasha Пользователи

    Регистрация:
    14.07.2007
    Сообщения:
    2.251
    Симпатии:
    12
    Мой отчим после инфаркта и шунтирования с клапоном сердца. Как-то упёрся - нет по рецептам лекарств, а покупать за свой счёт не буду. Я дала денег, и сказала не смей. Покупай, а рецепты отоваришь потом, когда будут. Да и по рецептам всегда замена идёт.

    На деле все реформы ухудшают только всё, и контроля над корупционностью в всё равно не происходит.

    И мне уже кажется, что это специально делается - говорят одно, а делают так, что-бы ихние карманы туже набить.

    ЗначиТЬСя неправильный чинуша был....
     
    Последнее редактирование модератором: 30 апр 2010
  14. С.Мирнов

    С.Мирнов Пользователи

    Регистрация:
    29.12.2009
    Сообщения:
    260
    Симпатии:
    1
    Адрес:
    СПб, Колпино
    Наоборот, именно правильный, других-то мы и не видели.

    А неправильный - это будет белая ворона.
     
  15. завик

    завик дурачок

    Регистрация:
    12.11.2009
    Сообщения:
    836
    Симпатии:
    22
    Адрес:
    Санкт-Петербург
    Во-первых, я - не врач.

    Во-вторых, у Вас что, ребёнок-инвалид?

    В-третьих, не работали с такими - о чём говорить?

    Сравнивать ин-т Бехтерева и Центр соц. обслуживания - это всё равно, что сравнивать "Мерседес" и "Жигули".

    Да ладно, мамочки. Думайте, что хотите - дело ваше. Ваше мнение... У меня там внизу подпись, та, что про червонец.

    Какой бы я ни был, а отделение я поднял, подопечным моим было в нём хорошо и уютно. Правда, потом подключились мамочки и ...

    Решил не скандалить ни с начальством, ни с ними - ушёл. Так и здесь достали! Отстаньте от меня, мамули, пожалуйста. Не лезьте вы в вопросы, в которых не разбираетесь. Заниматься своим ребёнкоим или многими чужими, которые не нужны даже собственным родителям - разница есть. И ещё какая.

    Впрочем, как показывает практика, объяснять вам что бы то ни было безполезно. Или вы воспринимаете это как оправдание или вообще пропускаете мимо ушей.

    А в отделении после моего ухода всё хорошо. Вместо меня пришла оккультистка и в прошлом сайентолог (что не проходит даром ни для кого), психолог крутит шашни с реабилитантом на глазах у всех (в т.ч. реабилитантов), заведующая ничего поделать не может, вопрос о трудоустройстве реабилитантов снят... Мамочки решили порулить реабилитационным процессом - порулили. А у директора не хватило ума их приструнить.

    Да, собственно, каждый получил то, что хотел или заслужил.

    Лично я - наконец свободу. :yahoo:
     
    Последнее редактирование модератором: 30 апр 2010
    1 человеку нравится это.
  16. vetlasha

    vetlasha Пользователи

    Регистрация:
    14.07.2007
    Сообщения:
    2.251
    Симпатии:
    12
    нет не инвалид- СЛАВА БОГУ!!! Ну как Вы не пряник (свежАнький или чёрствый??? [​IMG] )что-бы Усем нравится, так и мы имеем право на собственное мнение исходя из нашего жизненного опыта . мы тоже не тортики, что-бы быть для Усех съедобными..... [​IMG]

    Со свободой... (реальной или мифической????) :russian_ru:
     
    Последнее редактирование модератором: 30 апр 2010
  17. завик

    завик дурачок

    Регистрация:
    12.11.2009
    Сообщения:
    836
    Симпатии:
    22
    Адрес:
    Санкт-Петербург
    А ведь я просил...

    Ведь не понимаете вы нормального человеческого языка, не понимаете...

    Ну ладно, чтобы не быть голословным о психологических особенностях родителей детей-инвалидов кое-что ниже. Т.к. знал, что в покое не оставите - подготовил загодя. Там, конечно, не только о родителях...

    Мнение говорите? Ну, ну...

    Итак.

    (Зарегистрируйтесь или Авторизуйтесь)

    Медико-социальные и психолого-педагогические проблемы реабилитации детей-инвалидов

    В психологическом плане инвалидность ставит перед человеком множество проблем. Инвалидность — это специфическая ситуация развития и состояния личности, как правило сопровождающаяся ограничениями жизнедеятельности в самых разнообразных ее сферах.

    Инвалиды с детства – наиболее слабо защищенная категория инвалидов, имеющая свою специфику, обусловленную, в зависимости от времени наступления нарушений и ограничений жизнедеятельности, отсутствием того социального опыта, который имеют инвалиды, получившие инвалидность после восемнадцати лет.

    Формирование личности у детей-инвалидов, особенно с нарушениями опорно-двигательного аппарата, происходит в условиях ограниченного жизненного пространства и коммуникативности, иногда в полной зависимости от посторонней помощи в самообслуживании. Не смотря на то, что инвалиды с детства, как правило, обладают высокой внутренней восприимчивостью мироощущений и развитым самоанализом, дающими предпосылки для развития творческих способностей, им намного труднее реализовывать свои возможности, чем другим инвалидам.

    Отсутствие условий, при которых возникают и развиваются способности, целеустремленность, активность и жизнестойкость, влияет на формирование навыков самостоятельности, адекватных взаимоотношений с окружающими, без которых невозможно гармоничное взаимодействие внешней среды обитания с внутренним миром индивидуума.

    Это вызывает неуверенность в себе, комплекс неполноценности, ориентирует на потребительское сознание и иждивенчество, то есть ведет к синдрому социального инфантилизма. В результате – потенциал личности теряется, а затраты на социальную помощь «дивидендов» для общества практически не приносят.

    Исходя из этого, необходимы различные подходы к определению инвалидности с детства и общего заболевания, только медицинских критериев явно недостаточно. Необходима комплексная социальная оценка.

    Поэтому целью реабилитации инвалидов с детства является адаптация, в отличие от инвалидов, имевших нормальное детство и ставших инвалидами после 16?18 лет, цель реабилитации которых – интеграция в общество.

    В связи с ростом в последнее время числа детей-инвалидов, особую значимость приобретает проблема социально-психологической адаптации не только ребенка, страдающего той или иной патологией, но и семьи, в которой он воспитывается.

    Социальная изоляция, в которой находится значительная часть семей, воспитывающих детей-инвалидов, усугубляет психическую травму, вызванную инвалидностью ребенка. Это нередко влечет за собой создание нездоровой эмоционально-психологической обстановки, способствует развитию неврозоподобных состояний, а в отдельных тяжелых случаях – психических заболеваний, как у детей, так и у родителей.

    Рождение ребенка-инвалида деформирует семью. Трудности, которые испытывают родители больного ребенка, значительно отличаются от повседневных забот, волнующих обычную семью. Это происходит вследствие колоссальной психологической нагрузки, которую несут члены семьи, воспитывающей ребенка-инвалида. Многие родители в сложившейся ситуации оказываются беспомощными. Их положение можно охарактеризовать, как внутренний (психологический) и внешний (социальный) тупики.

    Изменения, имеющие место в семьях данной категории по мнению В. В. Ткачевой, проявляются на трех уровнях: психологическом, социальном и соматическом.

    Психологический уровень. Рождение ребенка с отклонениями воспринимается его родителями как трагедия. Факт появления ребенка «не такого как у всех», является причиной сильного стресса, испытываемого родителями, в первую очередь мамы. Стресс, имеющий длительный или постоянный характер, оказывает сильное деформирующее воздействие на психику родителей и является исходным условием резкого, травмирующего изменения сформировавшихся в семье жизненных устоев. Надежды, связанные с рождением ребенка, рушатся, родители начинают неадекватно воспринимать ребенка, что приводит его к ранним постоянным депрессиям. Обретение же новых жизненных ценностей для родителей растягивается порой на длительный период. Это обусловленно такими причинами, как: психологические особенности личности самих родителей (способность принять или не принять больного ребенка); комплекс расстройств, характеризующих ту или иную аномалию развития; воздействие социума при контакте с семьей, воспитывающей ребенка-инвалида.

    Социальный уровень. Семьи этой категории становятся малообщительными, избирательными в контактах. Сужается круг знакомых и ограничивается общение с родственниками в силу особенностей состояния ребенка, а так же из-за личностных установок самих родителей. Вследствие тех же причин мамы больных детей более чем в 30% случаев оставляют работу по избранной до рождения ребенка специальности, чтобы ухаживать за своим ребенком, или переходят на низкооплачиваемую, неквалифицированную работу. Рождение больного ребенка оказывает травмирующее воздействие и на взаимоотношения между родителями. Однако известны случаи, когда подобные случаи сплачивали семью. По данным В. В. Ткачевой, 32% случаев семьи, где появляется ребенок-инвалид, распадаются, что оказывает безусловно отрицательное воздействие на процесс формирования личности ребенка. Ребенок, чаще всего, растет и воспитывается без отца.

    Соматический уровень. Переживания, выпавшие на долю родителей больного ребенка, часто превышают уровень переносимых нагрузок, что приводит к различным соматическим заболеваниям и расстройствам. Психотравмирующая ситуация, обусловленная рождением в семье физически неполноценного ребенка, рассматривается Р. Ф. Майраном как затрагивающая «значимые для матери ценности». У 60% мам, воспитывающих детей-инвалидов, наблюдаются депрессивные неврозы, затяжные невротические депрессии, хроническое утомление.

    Большинство родителей подвержены «сверхсамоконтролю». Проблемы, которые волнуют их в первую очередь, кроме здоровья больного ребенка, касаются, как правило, собственного самочувствия и межличностных отношений. Состояние своего здоровья все родители рассматривают как результат перенесенных переживаний из-за болезни ребенка.

    Таким образом, остро встает вопрос о поддержке и помощи психолога не только детям-инвалидам, но и их родителям.

    Среди детей-инвалидов большинство имеют различные нарушения в психике и поведении. Тем не менее, далеко не во всех семьях понимают необходимость не только ухода за ребенком, но и воспитание его как личности, способной нормально взаимодействовать с окружающими людьми и трудиться.

    Большинство Центров помощи семье и детям используют в своей работе программу по социальной реабилитации и адаптации детей-инвалидов, направленную на создание единой системы социальной, педагогической, психологической адаптации, на восстановление физических возможностей ребенка, на его оздоровление. Осуществление программы происходит через три направления:

    — патронаж семей с целью выявления проблем, изучение микроклимата семьи, жилищно-бытовых условий, нуждаемости в услугах узких специалистов, возможность организации помощи ребенку в центре, оказание адресной социальной помощи, а также возможности обучения в домашних условиях;

    — непосредственная работа в самом центре, либо за его пределами со специалистами центра;

    — работа с родителями детей-инвалидов.

    Психолого-медико-педагогическая реабилитация предполагает преодоление и коррекцию имеющихся у ребенка нарушений: двигательных, речевых, интеллектуальных, поведенческих расстройств, нарушений общения, недостаточности высших психических функций, например, пространственных нарушений; подключение компенсаторных возможностей.

    Процесс реабилитации включает в себя широкий круг мер. «Реабилитация – это система медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических мероприятий, направленных на устранение ограничений жизнедеятельности. Целью реабилитации является восстановление социального статуса человека, достижение им материальной независимости и его социальная адаптация».

    На основе взаимодействия научных коллективов с также медицинскими, психологическими, социальными учреждениями были сформулированы основные принципы реабилитации, которые предполагают:

    — раннее начало реабилитации. В настоящее время нередко за помощью обращаются тогда, когда уже поздно ее оказывать, а запущенность, хронификация заболеваний может привести к инвалидизации. Кроме того, в виду дороговизны лекарств и стационарного лечения люди все чаще обращаются к услугам знахарей шарлатанов, часто прибегают к самолечению. Указанные обстоятельства также не способствуют ранней диагностики заболеваний;

    — комплексное воздействие реабилитации. Психические, физиологические и моторные функции ребенка, которые в высшей степени интегрированы, их невозможно представить изолированными. Так же нельзя представить изолированность реабилитационных мероприятий. Доказательством служат примеры из практики реабилитации детей-инвалидов, когда методы психотерапии используются в медицинской и психологической реабилитации, методы коррекции – в психологической и педагогической реабилитации и т. д. Наоборот, комплексная реабилитация детей-инвалидов отражает тесное взаимодействие медицинской, психологической, социальной и профессиональной реабилитации с учетом их индивидуальных и возрастных особенностей;

    — непрерывность реабилитационного воздействия, которая подразделяется на последовательность и этапность реабилитационных мероприятий;

    — принцип индивидуального подхода.

    В связи с многообразием типов дефекта, заболеваний, врожденной патологии и последствий травм, ограничений жизнедеятельности используется индивидуальная программа реабилитации. Индивидуальная программа реабилитации ребенка-инвалида направлена не только на анатомический дефект, функциональные нарушения и ограничение жизнедеятельности. Она еще рассчитана и на определенный возраст, который заставляет специалистов корректировать ее по мере естественного роста и развития ребенка, вследствие чего меняются исходные данные.

    В процессе реабилитации ребенка-инвалида выделяют медицинский, социальный и профессиональный этапы.

    Медицинская реабилитация (восстановительное лечение) включает меры по восстановлению и компенсации нарушенных или утраченных функций, предотвращению осложнений и рецидивов заболевания. Для этого используются лекарственные средства, лечебная физкультура, физиотерапевтические процедуры, санаторно-курортное лечение, протезирование.

    Социальная реабилитация детей-инвалидов с ограниченными возможностями направлена на социальное и бытовое устройство инвалидов. В комплекс мероприятий входят обеспечение различными техническими устройствами, позволяющими передвигаться, а также интеграция в социум.

    Реабилитация помимо своей основной гуманитарной функции, заключающейся в возвращении человека к достойной жизни, имеет еще и важный социально-экономический аспект. При инвалидности с полной утратой трудоспособности общество несет большие экономические потери, которые складываются из пенсий, затрат на медицинское обслуживание, обучение и т. п.

    В последнее время, государственная политика в отношении инвалидов направлена на изменение общепринятого иждивенческого образа жизни, на понимание инвалидом, что он – не ущербный, обделенный жизнью человек, а полноценный, самостоятельный гражданин, способный внести свой вклад в общественную жизнь.

    В целях реализации социальной адаптации медико-социальной экспертизой ежегодно разрабатывается индивидуальная комплексная программа реабилитации ребенка-инвалида с ограниченными возможностями.

    Индивидуальная программа реабилитации ребенка-инвалида – это, прежде всего документ медицинского порядка, разработать его могут специалисты медико-социальной экспертизы, так как восстановление жизнедеятельности инвалида, прежде всего, зависит от стадии заболевания, нарушенных функций, клинического прогноза.

    Разработанный на основе решения Государственной службы медико-социальной экспертизы комплекс оптимальных реабилитационных мероприятий включает в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации различных реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей ребенка-инвалида.

    Индивидуальная программа реабилитации является обязательной для исполнения соответствующими органами. Объем реабилитационных мероприятий, предусматриваемых индивидуальной программой реабилитации, не может быть меньше установленного федеральной базовой программой реабилитации.

    И все же следует отметить, что индивидуальная программа реабилитации имеет рекомендательный характер. Родитель или опекун ребенка-инвалида вправе отказаться от того или иного вида, формы и объема реабилитационных мероприятий, а также от реализации программы в целом.

    Если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации техническое или иное средство либо услуга не могут быть предоставлены ребенку-инвалиду или если его родитель или опекун приобрел соответствующее средство, либо оплатил услугу за собственный счет, то выплачивается компенсация в размере стоимости технического или иного средства, услуги, которые должны были быть предоставлены ребенку-инвалиду.

    Однако, отказ лица, представляющего интересы ребенка-инвалида от индивидуальной программы реабилитации в целом или от реализации отдельных ее частей освобождает соответствующие органы государственной власти, органы местного самоуправления и др. от ответственности за ее исполнение и не дает права на получение компенсации в размере стоимости реабилитационных мероприятий, предоставляемых бесплатно.

    Индивидуальная программа реабилитации – одновременно документ юридический. По его содержанию объемов, видов, сроков исполнения медико-социальной помощи родитель или опекун ребенка-инвалида имеет право требовать эту помощь от всех структур, входящих в систему реабилитации вплоть до разбирательства в суде.

    Одним из основных направлений поддержки взрослеющих детей-инвалидов является профессиональная реабилитация как важнейшая составная часть государственной политики в области социальной защиты. Немаловажную роль в процессе реабилитации имеет возможность самореализации. Одной из проблем, с которой сталкивается юноша (девушка), имеющий(ая) группу инвалидности – это невозможность трудоустроиться.

    Профессиональная реабилитация инвалидов включает следующие мероприятия, услуги и технические средства: профориентация (профинформирование; профконсультирование; профотбор; профподбор); психологическая поддержка профессионального самоопределения; обучение (переобучение) по программам основного общего образования, среднего (полного) общего образования, начального, среднего и высшего профессионального образования; повышение квалификации; содействие трудоустройству (содействие в трудоустройстве на временные работы, на постоянное место работы, самозанятости и предпринимательству); квотирование и создание специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов; профессионально-производственная адаптация.

    «В докладе Всемирной организации здравоохранения указывается, что целью восстановления трудоспособности является не только стремление вернуть больного прежнему состоянию, но и развить его физические и психические функции до оптимального уровня. Это означает вернуть человеку самостоятельность в повседневной жизни, вернуть его к прежней работе или, если есть возможность, подготовить больного к выполнению другой работы».

    Профессиональная реабилитация инвалидов с их последующим трудоустройством экономически выгодна для государства. Так как средства, вложенные в реабилитацию инвалидов, будут возвращаться государству в виде налоговых

    поступлений, являющихся следствием трудоустройства инвалидов. В случае ограничения доступа инвалидов к занятиям профессиональной деятельностью, расходы на реабилитацию инвалидов лягут на плечи общества в еще большем размере.

    За многие годы бывшие врачебно-экспертные комиссии так и не научились давать трудовые рекомендации инвалидам, которые в подавляющем большинстве трудоустраивались самостоятельно. Это один из отрицательных факторов прошлого времени. Мало знать общие показания и противопоказания к труду по конкретной профессии. Надо придерживаться требований к каждой профессии, что должен знать и уметь инвалид при выполнении рекомендуемой работы или его нужно обучить новой профессии.

    В этом вопросе нужно активно использовать помощь реабилитолога. Именно поэтому в настоящее время приговор «нетрудоспособен» практически не звучит больше в отношении инвалидов (за исключением отдельных случаев). Он заменен на рекомендации следующего содержания: «может работать в специально созданных условиях», «может работать вахтером с неполным рабочим днем», «рекомендована деятельность, не связанная с физическими нагрузками» и пр.

    С другой стороны, невозможно дать индивидуальную программу реабилитации, если медико-социальная экспертиза не располагает банком данных учебных заведений для инвалидов по конкретным профессиям и банком данных вакантных рабочих мест для инвалидов, а также перечнем других социальных услуг, которые могут быть ему оказаны по месту проживания. Поэтому они тесно сотрудничают со службами занятости населения.

    Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусматривает «создание в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности необходимых условий труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида».

    Потребности инвалидов в профессиональном обучении определяются численностью контингента выпускников-инвалидов коррекционных школ и школ общего типа, трудоспособных инвалидов, освидетельствованных вновь и переосвидетельствованных в бюро медико-социальной экспертизы, получивших направление на профобучение или переобучение.

    Весьма существенной является взаимосвязь между уровнем образования и намерениями переобучения. Четко прослеживается зависимость положительного отношения к профконсультированию от уровня образования: с ростом уровня образования безработные выше оценивают важность профконсультаций. Также выявляется четкая связь уровня образования и отношения к важности трудоустройства: усиление желания трудоустроиться с повышением уровня образования.

    Таким образом, профессиональная подготовка и профессиональное образование инвалидов являются важнейшими аспектами их профессиональной реабилитации.

    Дети-инвалиды как социальная категория людей, находятся в окружении здоровых по сравнению с ними и нуждаются также в социальной защите, помощи, поддержке. Эти виды помощи определены законодательством, соответствующими нормативными актами, инструкциями и рекомендациями, известен механизм их реализации.

    Следует отметить, что практически все нормативные акты касаются льгот, пособий, пенсий и других форм социальной помощи, которая направлена на поддержание жизнедеятельности, на пассивное потребление материальных затрат.

    Вместе с тем, детям-инвалидам больше необходима такая помощь, которая могла бы стимулировать и активизировать их к полноценной жизни в социуме. Известно, что для полноценной, активной жизни инвалидов необходимо вовлечение их в общественно-полезную деятельность, развитие и поддержание связей инвалидов со здоровым окружением, общественными организациями и т. п. По существу, речь идет о социальной интеграции инвалидов, которая является конечной целью реабилитации.

    Индивидуальная программа реабилитации ребенка-инвалида нередко растягивается на годы, иногда до 18-летнего возраста, и в зависимости от возрастного этапа виды реабилитации могут получать различную направленность при остающемся комплексном подходе.

    Кроме того, особенностью индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида является то, что ее реализация осуществляется с участием семьи. Родители ребенка-инвалида рассматриваются в качестве основных исполнителей значительной части реабилитационных мероприятий.

    Как свидетельствует мировой опыт, во многих странах «без учета деятельности социальных работников не обходятся ни программы социального развития, ни социальная политика государства. Специалисты в этой области широко используются в качестве экспертов при подготовке законодательных актов, принятии решений местными органами власти и общественными организациями».

    Зачастую, люди сталкиваются с проблемами, которые не могут решить ни они сами, ни члены их семей, ни друзья, ни соседи, ни чиновники. Для этого требуются люди особой профессии – социальные работники, которые в нужную минуту смогут оказать нуждающимся квалифицированную социальную помощь.

    Таким образом, участие социального работника в реабилитации детей-инвалидов носит многоаспектный характер, который предполагает не только разностороннее образование, осведомленность в законодательстве, но и наличие соответствующих личностных особенностей, позволяющих доверительно относиться к этой категории работников.

    Эффективность реабилитации показывает полную социальную интеграцию ребенка-инвалида, социально-бытовое устройство, полученное образование, создание семьи, участие в общественной жизни.

    Таким образом, дети с ограниченными возможностями – наименее социально и психологически защищенная категория среди инвалидов, имеющая свои особенности за счет отсутствия того социального опыта, который имеют инвалиды, получившие инвалидность во взрослом возрасте. Несмотря на множество проблем медико-социального и психолого-педагогического характера у детей с ограниченными возможностями, разрешить их невозможно без изменений в общественном сознании негативных установок по отношению к инвалидам, а также устранения их дискриминации в обществе.

    С переходом общества к постиндустриальной стадии развития, а также в связи с поворотом в общественном сознании от «культуры полезности» к «культуре достоинства», появился принципиально новый взгляд на проблему инвалидности. В настоящее время человек с ограниченными возможностями рассматривается как объект социальной помощи и заботы, ориентированных на создание ему условий для максимально возможной его самореализации, реализации всех имеющихся возможностей его интеграции в общество. Другими словами, инвалид теперь рассматривается не только как объект социальной работы, но и как активный субъект общественной жизни и творец своей судьбы.

    В последнее время в России наметилась тенденция роста числа детей, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата, а потому реабилитация и социальная адаптация лиц с двигательными нарушениями приобрели значение общественно-политической проблемы.

    Дети с ограниченными возможностями – наименее социально и психологически защищенная категория среди инвалидов, имеющая свои особенности за счет отсутствия того социального опыта, который имеют инвалиды, получившие инвалидность во взрослом возрасте. Остро встает и вопрос о поддержке и помощи психолога не только детям-инвалидам, но и их родителям.

    Детский церебральный паралич характеризуется нарушением высших корковых функций, признаками поражения пирамидных путей и подкорковых (базальных) ядер. При данном заболевании резко нарушено взаимодействие между двигательными и сенсорными системами, между звеньями самой двигательной системы, между системами регуляции произвольных и непроизвольных движений.

    В России к настоящему времени накоплен большой фактический материал, характеризующий клинико-психологические особенности детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, а также вопросы обучения и воспитания детей с двигательными нарушениями такими учеными, как К. А. Семенова, М. В. Ипполитова, Е. М. Мастюкова, Н. В. Симонова, И. И. Мамайчук, И. И. Панченко, Э. С. Калижнюк и др.

    Несмотря на множество проблем медико-социального и психолого-педагогического характера у детей с ограниченными возможностями, разрешить их невозможно без изменений в общественном сознании негативных установок по отношению к инвалидам, а также устранения их дискриминации в обществе.

    Литература

    1. Ипполитова М. В. Воспитание детей с церебральным параличом в семье: Кн. Для родителей.-2-е изд., перераб и доп. М.: Просвещение, 1993. – С. 86.

    2. Камсюк ЛГ. Проблемы медико-социальной реабилитации детей-инвалидов. //Педиатрия. 1990. № 2. – С. 11?14.

    3. Лисовский В. А., Евсеев С. П., Голофеевский В. Ю. Комплексная профилактика заболеваний и реабилитация больных и инвалидов: Учебн. пособие / Под ред. проф. С. П. Евсеева. – М.: Советский спорт, 2001. – 320 с.

    4. Социальная работа: Словарь-справочник / Под ред. В. И. Филоненко.— М.: «Контур», 1998. – 480 с.

    5. Энциклопедия социальной работы. В 3 т. / Пер. с анг. – М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1994. – 318 с.

    (Зарегистрируйтесь или Авторизуйтесь)

    Социально - психологические проблемы детей-инвалидов различные подходы к пониманию инвалида

    Родители детей-инвалидов вначале не могут долго “отойти” от психологического шока, связанного с рождением ребенка с отклонениями. Затем, в некоторых случаях, они долго не могут внутренне согласиться с тем, что дефект может быть практически неизлечимым. Пройдя за первые годы жизни ребенка все доступные методы лечения, родители “остывают” к лечению, не приступив при этом к адаптации. К сожалению, большинство родителей в первые годы не уделяют должного внимания психическому развитию ребенка и формированию у него знаний, умений и навыков, необходимых для самостоятельной жизни во взрослом периоде (с учетом специфики имеющегося дефекта). Упускаются наиболее драгоценные для развития психики первые годы жизни, когда формируются взаимоотношения ребенка с окружающей средой. Между тем, именно навыки самостоятельного существования определяют судьбу ребенка с особенностями развития в зрелом возрасте, тем более что родители “не вечны”.

    Раннее развитие детей с отклонениями происходит с отставанием. Причем дети с замедленным умственным развитием физически тоже развиваются медленнее. Физические недостатки детей также затрудняют и замедляют развитие интеллекта. То есть физический недостаток может привести к умственному и наоборот, умственный - к физическому, если не принять специальные меры, чтобы помочь наиболее полному развитие ребенка как в физическом, так и в умственном отношении.

    Большинство родителей строят воспитание ребенка с отклонениями развития на принципах воспитания здорового ребенка, а именно, смягчения требований к нему в периоды острых или обострения хронических заболеваний. Следуя данному принципу, многие родители, имеющие детей с отклонениями развития, чрезмерно занижают предъявляемые к ним требования в течение всего детского, а также подросткового периодов воспитания. Одним из факторов, стимулирующих снижение требовательности к таким детям, является комплекс родительской вины. В итоге воспитания по типу сверхопеки - “ребенок-кумир” с чрезмерным обереганием ребенка и даже иногда с сокрытием его дефекта до определенного момента у большинства детей - инвалидов вырабатывается инфантильное отношение к окружающим и сверхэгоизм.

    По мере взросления детей появляется необходимость в дополнительных знаниях и навыках. Важное значение для социальной адаптации детей-инвалидов имеет образование. В развитых странах сейчас существует понимание, что последствие ущербности могут быть сведены до минимума при наличии специальных обучающих программ и соответствующих технических средств на самой ранней стадии инвалидности. В США и Италии все дети, включая детей с самыми серьезными недостатками, посещают обычные школы, что приводит их к большей адаптированности к жизни в обществе. Во многих странах родители или группы родителей стремятся обучать детей-инвалидов по специальной технологии, чтобы способствовать их развитию и общению с другими людьми.

    В России фактически по сегодняшний день существует три различных варианта образования детей-инвалидов:

    1. специальные интернаты, дома-интернаты, специальные школы, отрывающие детей от семьи и от общения со здоровыми сверстниками;

    2. общеобразовательные школы, в которых дети с ограниченными возможностями испытывают физические и психологические трудности, приводящие к отставанию в учебе и к психотравмам;

    3. обучение на дому, слабо развитое и некачественное из-за некомпетентности педагогов и нерегулярного посещения ими детей-инвалидов.

    Психологические особенности личности детей-инвалидов

    Суть личностной проблемы ребенка-инвалида заключается в его изолированности от общества, в котором ему предстоит жить и расти.

    С раннего детства дети с отклонениями в развитии сталкиваются с оценкой их внешности другими людьми. Часто здоровые дети с детской непосредственностью и жестокостью оценивают внешние дефекты детей-инвалидов в их присутствии. В результате у детей-инвалидов формируются замкнутость, избегание широкого круга общения, замыкание “в четырех стенах”, маскированная (скрытая) депрессия. Скрытая депрессия (сниженный фон настроения, негативная оценка себя, собственных перспектив и других людей, часто замедленный темп мышления, скованность и пассивность) в сочетании с заниженной самооценкой и отсутствием благоприятного прогноза на будущее достаточно часто приводит к появлению мыслей суицидального характера. Часто формируется комплекс неполноценности.

    По мере взросления дети с ограниченными возможностями начинают осознавать, что уровень их жизненных возможностей по сравнению с “обычными” детьми снижен. При этом у них формируется сниженная самооценка, что в свою очередь приводит к чрезмерному снижению уровня притязаний. Следствием этих процессов становится социальная пассивность и сужение активного жизненного пространства.

    Рано или поздно особые дети начинают осознавать глобальность своей зависимости от здоровых членов общества. Пенсия, льготы и многое другое - все это они получают за счет здоровых людей. Осознание глобальности зависимости и привыкание к зависимости способствует формированию иждивенчества. Типичными тенденциями становятся отказ от самостоятельности и перенос ответственности за свою судьбу на ближайшее окружение. Фактически, к дефекту развития “особых” детей присоединяется дефект воспитания.

    Наиболее тяжело переживают инвалидность лица, внезапно потерявшие слух, зрение и воспринимающие ее как крах всей оставшейся жизни. Дальнейшее характерологическое развитие личности может происходить с поэтапной сменой неврозов, пограничных состояний, психозов. Это особенно выражено у детей-инвалидов с неправильным воспитанием и выявляется при описании ими модели своего будущего.

    Исследования модели будущего детей-инвалидов показали, что она изменена по сравнению с моделью будущего здоровых детей. В 14-15 лет 36% особых детей мечтают об улучшении здоровья и все 100% - о получении конкретной профессии. Но, в 15-16 лет представление о будущем сужено - жизнь планируется на 5 лет и только в отношении работы. Эмоциональная окраска будущего отрицательная. Дети не уверены в своих шансах. Мечтают быть артистом, врачом, балериной, юристом, но понимают, что в лучшем случае будут переводчиком, машинисткой, швеей. Модель будущего бедна, ограничена в содержании и временной характеристике, в эмоциональном плане она отрицательна. В структуре модели будущего появляются противоречивые моменты. С одной стороны, желаемое будущее компенсирует ограничение реальных возможностей, имеет положительную окраску и отражает защитный механизм от возможных неудач. С другой стороны, низкий уровень удовлетворенности собой порождает внутриличностный конфликт с последующим формированием различных неврозов, серьезно осложняющих межличностные взаимоотношения.

    В каждой семье, имеющей ребенка с ограниченными возможностями жизнедеятельности, существуют свои особенности, свой психологический климат, который так или иначе воздействует на ребенка , либо способствует его реабилитации, либо ,наоборот, тормозит ее.

    Такой фактор, как включенность отца в воспитание ребенка-инвалида, значительно влияет на его психологическое самочувствие. Вследствие отсутствия включенности отца в воспитание, а также в силу других причин, дети-инвалиды часто испытывают дискомфорт в семейных отношениях. Естественно, это всегда негативно. Ребенок-инвалид в таких семьях испытывает двойную нагрузку: неприятие обществом и подверженность феномену отчуждения в собственной семье.

    (Зарегистрируйтесь или Авторизуйтесь)

    Появление на свет больного ребенка всегда является трагедией для семьи. В течение девяти месяцев родители и все члены семьи с нетерпением и радостью ждали малыша. Рождение больного ребенка всегда является семейной катастрофой, трагизм которой можно сравнить лишь со скоропостижной, неожиданной смертью самого близкого человека.

    Рождение ребенка с нарушением психического развития изменяет жизненные перспективы семьи, порождая трудности, связанные как с резкой сменой образа жизни, так и с необходимостью решения множества специфических проблем. В большинстве случаев это приводит к шоковой реакции родителей. У многих возникает реакция отрицания. Если отклонения в развитии не столь очевидны при рождении, удар переносится менее болезненно, так родители начинают сами замечать появляющиеся по мере роста ребенка проблемы. Часто отмечаются реакции незаслуженно обиженного человека: «Почему это случилось со мной?», «В чем я провинилась?».

    Часть родителей отказывается признавать диагноз. Это может быть результатом неадекватного оценивания состояния ребенка или следствием опасения испортить будущее своему сыну или дочери «ярлыком» инвалидности. Часто специалисты ориентируют родителей на отказ от ребенка с врожденными пороками развития, например с болезнью Дауна, непосредственно в родильном доме с целью, чтобы мать не успела к нему привыкнуть.

    Чем меньше ребенок, тем больше иллюзий удается сохранить родителям относительно его дальнейших успехов в развитии. Это наблюдается в основном в тех случаях, когда речь идет о тяжелых поражениях мозга. Многие родители основную роль в преодолении отклонений в развитии отводят медикаментозному лечению, некоторые обращаются к нетрадиционной медицине – экстрасенсам, колдунам («снять порчу») и пр.

    Отношение родителей к инвалидности ребенка далеко не однозначное. Реакцию семьи на указанную проблему можно классифицировать по определенным проявлениям. Тяжесть, которая ложится на плечи родителей, часто приводит к состоянию паники, трагической обреченности. Из-за дезорганизации они сами нуждаются в психотерапевтической помощи, без которой оказываются не способными рационально помогать ребенку.

    У родителей, как правило, возникает чувство безнадежности, понижается самооценка, может появиться дисгармония супружеских отношений. Такие семьи чаше распадаются. В этих семьях отцы склонны винить жену в рождении больного ребенка даже в тех случаях, когда достоверно знают, что причина кроется в них.

    Изменяется нормальный цикл семейной жизни и психологический климат в семье. Все члены семьи, и, в первую очередь, мать, находятся в состоянии эмоционального стресса. На протяжении первых трех лет жизни малыша этот стресс не уменьшается, а обычно нарастает. Возникают неровные, а часто и конфликтные отношения между супругами и другими членами семьи.

    Переживания семьи являются особенно острыми в первое время после рождения ребенка. Усилия специалистов направлены не только на диагностику и лечение больного ребенка, но и на психологическую помощь родителям с целью смягчить первый удар и принять сложившуюся ситуацию такой, какая она есть, с ориентацией родителей на активную помощь малышу. Тем не менее, первые острые чувства, которые испытывают родители в форме шока, вины, горечи, никогда не исчезают совсем, они присутствуют постоянно и являются частью эмоциональной жизни семьи. В определенные периоды семейного цикла они вспыхивают с новой и новой силой и дезадаптируют семью.

    Больной ребенок требует повышенного внимания. Отмечаются сложности в кормлении, формировании рефлексов. С первых месяцев жизни у детей могут отмечаться вегетативно-сосудистые и соматические нарушения. Часто отмечаются нарушения сна, всевозможные страхи, нарушено активное коммуникативно-познавательное поведение, слабо выражен комплекс оживления на родителей, отмечаются запаздывания в развитии предметно-манипулятивной деятельности. Все это приводит к сложностям контакта с ребенком, создает проблемы ухода и воспитания. Это нарушает воспитательную функцию семьи. Состояние ребенка может восприниматься родителями как препятствие, искажающее удовлетворение потребности в отцовстве и материнстве.

    (Зарегистрируйтесь или Авторизуйтесь)

    СЕМЬЯ И АНОМАЛЬНЫЙ РЕБЁНОК

    Введение

    Социокультурный прогресс как процесс гуманизации отношений между личностью и обществом, направленный на сохранение духовной наследственности человеческих взаимоотношений, с необходимостью требует особого внимания к представителям наименее социально защищенных слоев населения, среди которых дети с ограниченными возможностями являются наиболее многочисленной группой. Принципиально новый взгляд на проблему детей-инвалидов связан, во-первых, с переходом общества к постиндустриальной стадии развития, а во-вторых, с поворотом в общественном сознании от «культуры полезности» к «культуре достоинства». На пороге нового тысячелетия человек с ограниченными возможностями должен рассматриваться не только как объект социально-педагогической помощи и заботы, но и как активный субъект окружающего социума, создающего условия для максимально возможной его самореализации и интеграции в общество. Вот почему поиск оптимальных путей для воспитания толерантного отношения общества к детям с ограниченными возможностями встает в число первостепенных задач педагогической науки и выступает объектом междисциплинарного исследования.

    Вместе с тем, анализ массовой практики показывает, что в настоящее время ко многим категориям лиц с отклонениями в развитии сложилось отношение, далекое от толерантности. Негативный стереотип восприятия лиц с отклонениями в развитии проявляется, прежде всего, в представлениях о данной категории лиц как убогих, несчастных, с максимально ограниченными возможностями людях, которых нужно жалеть, помогать им, но которые не представляют для общества социальной и личностной значимости.

    Однако для оптимального развития и адекватной самореализации человеку с ограниченными возможностями нужна многоаспектная взаимосвязь с обществом, которая устанавливается в процессе социализации, общения, коллективной деятельности. В этих условиях неизмеримо возрастает роль семьи ребенка-инвалида, которая может и должна стать значимым фактором воспитания толерантного отношения общества к детям с отклонениями в развитии.

    Типы реагирования семьи в связи с появлением ребёнка-инвалида.

    Проблемы семьи ребенка с особенностями развития затрагиваются в работах многих авторов (Т.Г. Богдановой, Н.В. Мазуровой, В.А. Вишневского, Т.А. Добровольской, А.И. Захарова, И.Ю. Левченко, Р.Ф. Майрамяна, И.И. Мамайчук, А.И. Раку, М.М. Семаго, А.Р. Шарипова, В.В. Юртайкина и др.). Однако данные исследования рассматривают решение проблемы в рамках психолого-педагогического подхода, в центре которого находится аномальный ребенок. С позиций данного подхода работа с семьей ребенка-инвалида сводится к тому, чтобы дать родителям квалифицированную помощь специалистов, направленную на усвоение необходимого минимума знаний и навыков в работе по преодолению имеющихся у ребенка проблем.

    Прежде всего, круг, получаемых родителями знаний, касается характера внутрисемейных отношений, поскольку основной проблемой, имеющей важнейшее значение для воспитания ребенка-инвалида, является отношение родителей к его дефекту. В соответствии с уровнем знаний, культуры, личностных особенностей родителей и ряда других факторов возникают различные типы реагирования, а соответственно и поведения в связи с появлением в семье ребенка-инвалида. Этот момент, как правило, сопровождается потрясением, приводит родителей в стрессовое состояние, вызывает глубокие переживания, чувство растерянности и беспомощности, нередко служит причиной распада семьи. Многие родители в сложившейся ситуации оказываются беспомощными. Их положение можно охарактеризовать как внутренний (психологический) и внешний (социальный) тупик. Качественные изменения, имеющие место в семьях данной категории, могут проявляться на нескольких уровнях.

    Психологический уровень. Рождение ребенка с отклонениями воспринимается его родителями как величайшая трагедия. Факт появления на свет ребенка «не такого, как у всех», является причиной сильного стресса, испытываемого родителями, в первую очередь матерью. Стресс, имеющий длительный и постоянный характер, оказывает сильное деформирующее воздействие на психику родителей и является исходным условием резкого травмирующего изменения сформировавшихся в семье жизненных стереотипов. Надежды, связываемые с рождением ребенка, рушатся в один миг. Обретение же новых жизненных ценностей растягивается порой на длительный период. Это обуславливается многими причинами: психологическими особенностями личности самих родителей (способность принять или не принять больного ребенка), комплексом расстройств, характеризующих ту или иную аномалию развития, воздействием социума при контактах с семьей, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии.

    Социальный уровень. Семья ребенка-инвалида становится малообщительной, избирательной в контактах. Она сужает круг своих знакомых и ограничивает общение с родственниками в силу особенностей состояния ребенка с отклонением, а также из-за личностных установок самих родителей.

    Вследствие тех же причин матери детей с особенностями развития более чем в 30% оставляют работу по избранной до рождения ребенка специальности или переходят на низкооплачиваемую низко квалифицированную работу. Таким образом, общество теряет работника определенной квалификации, который часто навсегда оставляет свою специальность.

    Рождение ребенка с отклонением оказывает деформирующее влияние и на взаимоотношения между родителями. Известны случаи, когда подобные трудности сплачивали семью, однако гораздо чаще наблюдается ее распад (32%), что оказывает отрицательной воздействие на процесс формирования личности ребенка.

    Соматический уровень. Переживания, выпавшие на долю матери ребенка с отклонением в развитии, часто превышает уровень переносимых нагрузок, что проявляется в различных соматических заболеваниях, астенических и вегетативных расстройствах. Психологическое изучение особенностей личностных нарушений, проявляющихся у родителей детей с отклонениями в развитии, позволило выделить три группы матерей со специфическими индивидуально-типологическими характеристиками: невротичный тип, авторитарный тип, психосоматический тип.

    Для родительниц невротичного типа характерны следующие проявления:

    — пассивная личностная позиция, оправдание собственной бездеятельности в отношении развития ребенка и непонимание того, что некоторые недостатки, возникающие у него, вторичны и являются результатом уже не биологического дефекта, а собственной личностной несостоятельности матери;

    — стремление оградить ребенка от всех проблем, даже от тех, которые он может решить собственными силами;

    — проявление слабости или инертности при реализации поставленной воспитательной цели;

    — постоянно тревожный фон настроения, наличие излишних опасений о чем-либо, что, в свою очередь, передается ребенку и может явиться причиной формирования у него невротических черт характера.

    Полярные характеристики имеют родительницы авторитарного типа:

    — активная жизненная позиция, стремление руководствоваться своими собственными убеждениями, вопреки уговорам со стороны, стойкое желание найти выход из создавшегося положения как для себя, так и для своего ребенка;

    — неумение сдерживать свой гнев и раздражение, отсутствие контроля над импульсивностью собственных поступков, склонность к участию в ссорах и скандалах; холодность или отстраненность от проблем ребенка при установлении с ним контакта;

    — неравномерный характер применения воспитательных мер: частое использование жестких форм наказания (окрик, подавление личности, избиение).

    У категории родительниц психосоматического типа проявляются черты как первой, так и второй групп. Им свойственны более частые смены полярных настроений (то безудержная радость, то глубокая депрессия). У некоторых из них в большей степени прослеживается тенденция к доминированию, характерная для авторитарных родительниц.

    Таким образом, личностные особенности родителей определяют их отношение к дефектам ребенка: часть родителей серьезно озабочены отклонениями в развитии ребенка, другие, выражая тревогу, ничего не предпринимают для того, чтобы помочь своему ребенку; остальные вовсе не обращают внимание на недостатки детей.

    II.Характеристика семей, имеющих детей с отклонениями в развитии

    Система социально-педагогической помощи должна быть направлена не на подмену семьи, а на развитие её собственных ресурсов и инициативы, так как только превращение семьи в активного субъекта социально-педагогической деятельности является решающим фактором эффективности процессов реабилитации и интеграции ребёнка. Во многом это зависит от типа внутрисемейных отношений и стиля семейного воспитания. По этим признакам семьи, имеющие детей с о значительными отклонениями развития, можно дифференцировать на четыре группы.

    Первая группа родители с выраженным расширением сферы родительских чувств. Характерный для них стиль воспитания – гиперопёка. Родители имеют неадекватные представления о потенциальных возможностях своего ребёнка, у матери отмечается гипертрофированное чувство тревожности и нервно-психической напряжённости. Стиль поведения взрослых членов семьи характеризуется сверхзаботливым отношением к ребёнку, мелочной регламинтацией образа жизни семьи в зависимости от самочувствия ребёнка, ограничением от социальных контактов. Этот стиль семейного воспитания характерен для большенства семей матерей – одиночек.

    Вторая группа характеризуется стилем холодного общения – гипопротекцией, снижением эмоциональных контактов родителей с ребёнком, проекцией на ребёнка со стороны обоих родителей или одного из них собственных нежелательных качеств. Родители фиксируют излишнее внимание на лечении ребёнка, предъявляя завышенные требования к медицинскому персоналу, пытаясь компенсировать собственный психический дискомфорт за счёт эмоционального отвержения ребёнка. Отношение к стрессовой ситуации накладывает сильный отпечаток на способ выхода из неё, который избирает семья.

    Третья группа характеризуется стилем сотрудничества – конструктивная и гибкая форма взаимоответственных отношений родителей и ребёнка в совместной деятельности. Как образ жизни, такой стиль возникает при вере родителей в успех своего ребёнка и сильные стороны его природы, при последовательном осмыслении необходимого объёма помощи, развития самастоятельности ребёнка а процессе становления особых способов его взаимодействия с окружающим миром.

    Четвёртая группа - репрессивный стиль семейного общения, который характеризуется родительской установки на на авторитарную лидирующую позицию. Как образ отношений проявляется в пессимистическом взгляде на будующее ребёнка, в постоянном ограничении его прав, в жестоких родительских предписаниях, неисполнение которых наказывается. В этих семьях от ребёнка требуют неукоснительного выполнения всех заданий, упражнений, не учитывая при этом его двигательных, психических и интеллектуальных возможностей. За отказ от выполнения этих требований наредко прибегают к физическим наказаниям.

    III. Модели семейного воспитания ребёнка-ивалида.

    В отношении родителей к дефекту ребенка, определяющем стратегию и тактику его воспитания, можно выделить несколько моделей.

    Модель «охранительного воспитания» связана с переоценкой дефекта, что проявляется в излишней опеке ребенка с отклонениями в развитии. В этом случае ребенка чрезмерно балуют, жалеют, оберегают от всех, даже посильных для него дел. Взрослые все делают за ребенка и, имея благие намерения, по существу делают его беспомощным, неумелым, бездеятельным. Ребенок не овладевает простейшими навыками самообслуживания, не выполняет требования старших, не умеет вести себя в обществе, не стремится к общению с другими детьми. Таким образом, модель «охранительного воспитания» создает условия для искусственной изоляции ребенка-инвалида от общества и приводит к развитию эгоистической личности с преобладанием пассивной потребительской ориентации. В будущем такой человек из-за своих личностных особенностей с трудом адаптируется в коллективе.

    Иной крайностью являются взаимоотношения в семье, основанной на модели «равнодушного воспитания», которая приводит к возникновению у ребенка чувства ненужности, отвергнутости, переживания одиночества. В семье с подобной моделью воспитания ребенок становится робким, забитым, теряет присущие детям доверчивость и искренность в отношениях с родителями. У детей воспитывается умение приспосабливаться к окружающей среде, равнодушное недоброжелательное отношение к родным, взрослым и другим детям.

    Следует отметить, что обе модели семейного воспитания в равной степени вредят ребенку. Игнорирование дефекта, воспитание, опирающееся на неоправданный оптимизм («все пути для тебя открыты») могут привести аномального ребенка к глубокой психической травме, особенно тогда, когда при выборе профессии подросток или юноша понимают ограниченность собственных возможностей. В тех случаях, когда родители предъявляют ребенку непосильные требования, заставляя его прилагать чрезмерные усилия для их выполнения, ребенок перенапрягается физически и страдает морально, видя недовольство взрослых. Родители, в свою очередь, испытывают чувство неудовлетворенности, сердятся, что не оправдал их ожиданий. На этой почве возникает затяжной конфликт, в котором наиболее страдающей стороной является ребенок.

    Неконструктивные модели семейного воспитания ребенка с отклонением в развитии создают предпосылки для возникновения вторичных отклонений в его психическом развитии, которые оказывают значительные влияния на интеллектуальное и личностное развитие ребенка. Лишь адекватная оценка отклонений в развитии ребенка со стороны родителей служит основой и базисом для успешного воспитания его личности.

    Кроме того, надо учитывать, что большинство семей, где воспитывается ребенок с отклонениями в развитии, имеют более низкий уровень образования и профессиональной квалификации, следовательно, не могут способствовать полноценному интеллектуальному и социальному развитию ребенка. К тому же, проблемы семьи ребенка с особенностями развития рассматриваются, как правило, через призму проблем самого ребенка. При этом считается, что достаточным ограничиться методическими рекомендациями по обучению и воспитанию ребенка с особенностями, исключая воздействие на самих родителей, не учитывая их личностные особенности.

    IY. Характеристика комплексной программы повышения психолого-педагогической культуры родителей.

    Сущность предлагаемого подхода заключается в том, чтобы помочь семье ребенка-инвалида переструктурировать иерархию жизненных ценностей путем приобщения к работе с ребенком через максимально полное личное участие в его развитии и формирование новой установки на восприятие своих проблем и проблем своего ребенка. Это становится возможным, если создана и оптимально реализуется комплексная программа повышения психолого-педагогической культуры родителей, включающая просвещение в форме консультаций, семинаров, круглых столов, конференций. Кроме того, данная программа основана на личном участии родителей в образовательно-воспитательном процессе, что позволяет решить целый ряд задач:

    — коррекция неконструктивных форм поведения родителей и воспитание толерантных установок на взаимоотношения в социуме;

    — формирование понимания родителями проблем их ребенка, способствующего переходу в позицию активного взаимодействия с обществом;

    — постепенное снижение уровня гиперболизации проблем ребенка, представления о бесперспективности его будущего;

    — переориентировка родителей с позиций бездействия на позицию деятельностного общения с ребенком;

    — коррекция семейных взаимоотношений, внутреннего психологического состояния родителей;

    — повышение личностной самооценки родителей в связи с возможностью увидеть результаты своего труда в успехах ребенка.

    Содержание предлагаемой нами комплексной программы включает 3 поэтапно сменяющихся блока.

    1 блок охватывает работу, которая в рамках лектория для родителей осуществляется учителем (классным руководителем) и направляется на расширение знаний родителей по следующим основным аспектам:

    – медико-социальные проблемы жизнедеятельности лиц с отклонениями в развитии;

    – психолого-педагогические и социальные проблемы данной категории лиц;

    – роль семейного воспитания в формировании у толерантных установок общества на восприятие лиц с отклонениями в развитии.

    2 блок программы направляется на отработку практических навыков конструктивного взаимодействия родителей с детьми, имеющими отклонения в развитии, и включает в себя участие родителей в специально моделируемых педагогических ситуациях (внешкольных и внеклассных мероприятиях), в которые интегрировались дети с отклонениями в развитии и их родители.

    3 блок программы направляется на коррекцию конструктивного взаимодействия родителей с детьми, имеющими отклонения в развитии, и содержит специально разработанные анкеты, тестовые задания и тренинги.

    Сущность предлагаемой нами программы на родителей ребенка с ограниченными возможностями заключается в комплексном воздействии на ведущие компоненты личности:

    – мотивационный, объединяющий совокупность установок, направленных на толерантное взаимодействие с обществом;

    – интеллектуальный, основанный на совокупности знаний об особенностях поведения, деятельности, общения лиц с ребенком-инвалидом;

    – поведенческий, охватывающий широкий спектр навыков конструктивного деятельностного общения с ребенком-инвалидом;

    – рефлексивный, предполагающий наличие адекватной оценки характера и уровня своего взаимодействия с детьми, имеющими отклонения в развитии.

    Заключение.

    Таким образом, приоритетное направление в воспитании толерантного, то есть терпимого отношения общества к детям с отклонениям в развитии принадлежит семье. В повседневной жизни родители детей с отклонениями в развитии сталкиваются с множеством проблем. С одной стороны, они испытывают трудности при выборе воспитательных и образовательных средств воздействия на своих детей, а с другой - глубокие, внутренние психологические проблемы, обусловленные рождением в семье аномального ребенка. Именно это не позволяет им оптимально организовать межличностные отношения со своими детьми. Поэтому при работе с семьёй, воспитывающей ребёнка с отклонениями в развитии, важно чётко, последовательно, планомерно осуществлять психологическую, педагогическую, социальную помощь. А так же важно учитывать модель, характер семьи для оптимальных путей решения проблем семьи, воспитывающей ребёнка с отклонениями в развитии, и общества.

    Я специально оставил бред типа - "Разработанный на основе решения Государственной службы медико-социальной экспертизы комплекс оптимальных реабилитационных мероприятий включает в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации различных реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей ребенка-инвалида." и тому подобное, чтобы можно было сравнить "ТелепеДарачи и реалии", которые я описал из своего (и не только) опыта.

    vetlasha, ellenna! Что же вы так взвились, а? "Цезарь, ты злишься - значит, ты неправ." Понятно, что вы не признаете прилюдно никогда, что то, что о вас написали - правда. Но себе-то хоть...

    (Зарегистрируйтесь или Авторизуйтесь)

    Ещё раз перечтите первые мои сообщения, озлобленные вы мои. Внимательно. Нет? Не хотите? Ну, так о чём тогда и разговаривать дальше...
     
    Последнее редактирование модератором: 30 апр 2010
  18. vetlasha

    vetlasha Пользователи

    Регистрация:
    14.07.2007
    Сообщения:
    2.251
    Симпатии:
    12
    Кого просили??? И зачем нам эти простыни?

    И Вы настолько зашорились, что шутки-юмора перестали понимать??? Даже весёлые смайлики не помогли разрядить Вашу обстановку. А юмор и небольшая ирония в любом деле помогает.

    Если Вы хотите остаться при своём мнении -оставайтесь, но не мешайте другим оставаться при своём мнении. А порой написанное от реалий сильно отличается. Как наши реформы -говорят одно, а принимают другое.

    Сегодня разговаривала по телефону со своей знакомой - инвалидом по зрению. Она вспоминает реабилитацию и общество Советских времён с настоящей ностальгией. Да и я помню, потому как поработала там. А сейчас на их грошовом труде верхушка предприятия -бабло себе делает и между собой пилит, и готовы развалить эту систему окончательно.

    Вы тему обозначили как общую - инвалиды. И каждый пишет то с чем сталкивался, а вы почему-то давить начинаете .

    Это неконструктивный разговор.

    И я пишу, что знаю семьи и очень образованные и обеспеченные у которых есть дети -инвалиды, но эти люди не выносят свою проблему на широкий круг обсуждения.

    Вижу, что за эти годы действительно в оценке и отношении к инвалидам многое изменилось и далеко не в положительную сторону, и с чисто протестанской идеологией, которая нашла благодатную почву в некоторых умах нашего общества.
     
    Последнее редактирование модератором: 30 апр 2010
  19. demosalla

    demosalla Пользователи

    Регистрация:
    25.03.2010
    Сообщения:
    1.410
    Симпатии:
    3
    Адрес:
    Питер
    Кстати, ничего плохого Завик не писал про инвалидов, он писал про проблему,что многие инвалиды и их родители адаптироваться не хотят. Не все, но многие. Это не означает,что все инвалиды ленивые. Он не отрицает,что есть инвалиды,которые хотят и могут трудиться.Он просто обозначил проблему,которая его поставила в тупик.

    Логическая цепочка -от осинки не родяться мандаринки не исключает,что если родились осинки,предок был мандаринкой-))))
     
  20. vetlasha

    vetlasha Пользователи

    Регистрация:
    14.07.2007
    Сообщения:
    2.251
    Симпатии:
    12
    Что обо мне правда??? То, что в 80-е всем делали стимуляцию? И у меня во время ускорения родового процесса ребёнок обмотался в пуповину? В роддоме не предупредили, что массажики, и соответствующее лечение, и бассейн -приём ноотропила, и фолиевой кислоты до 4-5 лет снимает небольшую органику в мозге. Но к 11 годам мы справились, а к 14 годам, когда все от подросткового возраста рыдали в школе, мой ребёнок был вполне усидчевым на уроках (хотя школьный материал всегда усваивал -это и сами учителя отмечали и удивлялись, особенно точные науки. Страдал лишь почерк, но как потом в ЛЭТИ или ЭТУ когда переименовали институт -, что у всех ребят с физико-математическими способностями почерк ужасный.

    И что обо мне правда - это я осинка???? Вырастила нормального ребёнка, по пути реабилитировав и не навязала обществу ни инвалида, ни взяв ни копейки с государства за это, и ничем не компенсировав халатность врачей в роддоме.

    Вы, батенька говорите, да не заговаривайтесь. Просто иногда советовали "смириться" незнающие люди. не имеющие отношения ни к медицине, ни к педагогике, хотятам нет, нет, да редко попадались с такими же советами. Я им не верила. МАТЬ ЛЮБЯЩАЯ, ЧУВСТВУЮЩАЯ СВОЕГО РЕБЁНКА СДЕЛАЕТ КУДА БОЛЬШЕ, чем все интернаты и доктора ( не говорим тут о полных растениях -это понятно тяжелейший вопрос и об этом я писала).

    я вот только не понимаю, как Вы сообщения других читаете. Похоже, что это Вы обижены почему-то на весь мир.

    А здоровая самоирония ellenna в той теме мне очень понравилась в ответе Вам, а Вы и тут не восприняли.

    Вместо того, что-бы как психолог помочь ободряющим советом, вы просто опускаете всех на дно какое-то.....

    Тупик сейчас везде, и надо на объективные причины тупика смотреть. В Советские времена как теперь вижу отсюда, в обществах созданных для инвалидов по их системным заболеваниям - таких тупиков не было. Слепые работали и по городу ходили, глухонемые трудоустраивались, в Палате ремёсел росписью тоже занимались по домам, и шили несложные изделия по домам. Не работали только те, кто действительно уже не мог и с полным идиотизмом ( в деревнях таких -дурачками называли, бегал один такой безобидный у тётки в деревне).

    Надо выражения выбирать... про осинок... Общество сильно сейчас раслоено и доведено в выживании до отчаяния.
     
    Последнее редактирование модератором: 1 май 2010

Предыдущие темы