Скрыть объявление
Здравствуй, дорогой посетитель!

Рады вашему визиту на Форум Санкт-Петербурга.

Для удобства чтения форума, общения и новых знакомств приглашаем вас зарегистрироваться и присоединиться к нашей компании.

После регистрации ждем вас в теме для новичков форума - зайдите, поздоровайтесь и расскажите немного о себе :)

Хорошего вам дня!

Роль Менделеева в Российском кораблестроении На деньги Менделеева был построен опытовый бассейн, кот

Тема в разделе "Жизнь Нашего Города", создана пользователем alexgolder, 6 ноя 2011.

?

Вы знали о существовании опытового бассейна?

  1. Да

    0 голосов
    0,0%
  2. Нет

    0 голосов
    0,0%
  3. Я не местный :)

    0 голосов
    0,0%
  1. alexgolder

    alexgolder New Member

    Регистрация:
    06.11.2011
    Сообщения:
    1
    Симпатии:
    0
    Все мы знаем со школьной скамьи имя великого русского ученого Дмитрия Ивановича Менделеева, но так ли много мы знаем? Школьная программа рассказывает о периодической системе, послешкольная объясняет о смешивании воды со спиртом [​IMG] Это та самая диссертация «Рассуждение о соединении спирта с водою», о которой все вспоминают говоря о водке, которую сам Менделеев не изобретал. Об этом тоже мало кто знает, но мы привыкли в это верить.

    В данной заметке я расскажу о роли Менделее в строительстве “опытового бассейна” для испытания надводных и подводных судов. Также поговорю и о судьбе самого бассейна.

    Многие в курсе того, что Дмитрий Иванович разрабатывал бездымный порох.

    И уж совсем малому кругу людей известен факт о том, что Дмитрия Ивановича ТРИЖДЫ выдвигали на соискание Нобелевской премии (как раз за периодическую систему), и самое смешное, что НИ разу от России! Воистину – нет пророка в своем отечестве.

    Масштаб этого великого человека трудно переоценить, хотя именно о масштабе знают немногие, ну или знают не многие из тех, которых я встречал. А тем временем по масштабу интересов, масштабу дарования делают Менделеева титаном русской науки и великим ученым человечества. Менделеев является автором более чем 500 научных трудов по химии, физике, метрологии, воздухоплаванию, гидродинамике, экономике, народному просвещению, народонаселению и др.

    Есть интересный пример идеологического противостояния между Менделеевым и титаном Русской литературы графом Львом Николаевичем Толстым, в котором эти два человека рассуждали о будущем России: Менделеев отстаивал позицию технологизации и индустриализации, считал , что мы должны стать индустриальной и научной державой, что мы сами должны все производить, а не ввозить технологии из-за границы. Лев Николаевич же настаивал на том, что мы должны нести удел аграрной страны, продавать на экспорт зерно, фураж, лес и так далее, а на полученные деньги закупать все за границей. Обратите внимание, спору более ста лет, а мы до сих пор так и не определились… то ли самим что-то инновационное делать, то ли еще нефти продать, а побрякушек туземных накупить. Лично мне, при всем уважении к Толстому, ближе позиция Менделеева.

    Возможно, в последующих заметках я вернусь к личности этого незаурядного ученого, но сейчас немного о другом. Мой интерес к личности Менделеева лежит несколько дальше научных изысканий, мне интересен он как личность. И я хочу поделиться одним фактом из его биографии, который, как мне кажется, очень хорошо его характеризует как человека, для которого слова о судьбе отечества – не просто высокие, набившие оскомину изречения, а слова с глубоким смыслом.

    В 1890 году Морское министерство выделило Дмитрию Ивановичу Менделееву 1,5 млн. рублей на разработку пушечного бездымного пороха. По тем временам сумма просто астрономическая! Сухой и скромный подсчет показывает, что в современных деньгах это что-то около миллиарда рублей (метод расчета можно обсудить отдельно, вполне вероятно, что оценка не очень верна, так что все желающие могут меня поправить) – согласитесь, что сумма очень большая.

    Как-то Карамзина попросили одним словом охарактеризовать ситуацию в России, ответом была та самая, крылатая фраза «Воруютс…».Коррупция процветала, без «отката» не выделялись деньги. Впрочем, что тогда, что сейчас – не подмажешь – не поедет.

    Дмитрий Иванович ухитрился изобрести свой знаменитый пироколлодийный порох, уложившись всего в треть от выделенной суммы. Оставшуюся сумму он посоветовал Морскому министру Николаю Николаевичу Чихачеву истратить на постройку «опытового бассейна для модельных испытаний», которые, по его словам, позволили бы избежать «многих переделок и ошибок в проектировании кораблей, в уменьшении расходов на топливо судов и так далее ».То есть не оставил себе, не завысил стоимость исследований, а предложил израсходовать на то, что России в тот момент было нужнее всего, на то, чего еще у нас не было. Видимо, тут лишних слов не надо: между личным и наукой Дмитрий Иванович однозначно выбрал науку и подарил России лабораторию, которая стала научным оплотом для всего кораблестроения нашей страны на многие годы вперед.

    В результате приведенных доводов Чихачев согласился, и в конце 1891 года в Хаслар, где был опытовый бассейн британского флота, командировали корабельного инженера А. Грехнева, под руководством которого в 1894 году и соорудили первый в России опытовый бассейн. Таким образом, благодаря дальновидности Менделеева наш флот получил ценное исследовательское учреждение гораздо раньше, чем флоты многих других стран.

    Кто такой «опытовый бассейн»?

    Российское морское ведомство не очень вкладывало деньги в науку и предпочитало без особых проблем закупать западные технологии и копировать лучшие западные образцы. Действительно, не нужно тратиться на изыскания, кормить ученых, которые вечно не успевают в срок и не всегда делают то, что обещали…

    С точки зрения чиновников, это непонятное «стадо», которому трудно что-то доверить, а если доверяешь, то нужен сильный пастух для получения результатов. Очень НЕПРАВИЛЬНОЕ мнение, но тем не менее оно и сейчас сидит в голове бюрократии. Ну не может чиновник количественно оценить качественный результат фундаментальной науки – его нельзя посчитать спустя полгода…

    Самое смешное, что Советский Союз тоже в какой-то момент решил, что лучше оплачивать разведку и шпионов, которые для нас скопируют все самое лучшее, тем самым полностью похоронив целые отрасли науки и промышленности: где наша микроэлектроника? А где наши отечественные вычислительные системы? Ведь в 50х первыми были на планете, а потом в хвост пристроились и упустили инициативу… эхх…

    Интересно, а проект «Сколково» сейчас по какому пути пойдет? Сам, или прицепится к хвосту? Хотя примеров пристраивания к хвосту у нас хватает и сейчас: это и покупка скоростного поезда «Сапсан», вместо развития собственной научной базы, которая у нас была и даже ездил образец и не один. Это и покупка (пока еще не совершенная) вертолетоносца «Мистраль». Все это говорит о том, что мы, как туземцы, покупаем готовые образцы не самой передовой техники. Максимально возможное для наших чиновников в этой ситуации (предел фантазии) –организация отверточной сборки. Они, возможно, считают, что наш удел – это, подбирать задорого то, что никому уже и не надо. Передовой наукой и прорывом тут и не пахнет. Деградация, да и только. Кстати, про «Сапсан» у меня зреет материал, думаю, до нового года я его опубликую. Булгаков говорил устами Воланда: «осетрины второй свежести не бывает…» Видимо, у нас бывает [​IMG]

    Вернемся к бассейну.

    Для того, чтобы понять для чего нужен «опытовый бассейн» и какой от него был толк России, необходимо понять принцип кораблестроения.

    Как строились в давности корабли? Бралась обкатанная технология, делался чертеж, потом по нему собирали корабль. Корабль спускали на воду и проводили ходовые, натурные испытания, после которых и выяснялись конкретные характеристики: скорость, усадка. Также узнавалось, как себя корабль ведет в шторме, при ветре и так далее. То есть все мерялось на практике.

    Такой способ годится для медленных кораблей, но для быстрых – не очень, так как нужно делать более обтекаемую форму, проверять в новых режимах и так далее. То есть смысл сводится к тому, что строить корабль, спускать на воду и выяснять, что он так плавать не будет – слишком дорого. Соответственно, проще купить западные технологии, чем делать собственные изыскания… очень уж они дороги.

    Менделеев и задумался над опытовым бассейном именно для того, чтобы сначала строился не корабль, а его модель в определенном масштабе. И чтобы полноценный корабль строился уже после того, как станет понятно на модели какими качествами он будет обладать. Согласитесь, вполне здравый и разумный подход: сначала прототип, потом объект. По такому же пути пошла и авиация (вспомним подмосковный ЦАГИ).

    Даже сейчас при наличии компьютеров, после того, как готов проект самолета, собирается модель и продувается в трубе ЦАГИ.

    Ценность опытового бассейна для нашего флота трудно переоценить. Благодаря ему удалось радикально сократить стоимость спуска новых кораблей, появилась возможность экспериментировать и делать свои задумки, а не просто копировать уже сделанное где-то.

    Строительство бассейна сыграло важную роль в исследовании мореходных и маневренных качеств винтовых кораблей, в первую очередь их ходкости, а также в решении проблемы выбора гребных винтов. Начиная с этого времени проектирование и строительство нового корабля предварялись испытаниями модели, как это было, например, при создании броненосцев Пересвет и Ослябя. Результаты буксировочных испытаний моделей легли в основу разработки теоретического чертежа этих кораблей.

    Совершенствовалась и методика ходовых испытаний. Основные положения по испытаниям кораблей на мерной линии сформулировал в 1900 г. А. Н. Крылов, заведовавший в то время Опытовом бассейном. Эти положения, введенные в практику свыше 80 лет назад, не утратили своего значения до настоящего времени.

    Пробеги кораблей по мерной линии между двумя-тремя парами створов были короткими, не более пяти минут в одном направлении, не считая времени, необходимого для разгона корабля и совершения циркуляции на обратный курс. Для исключения влияния постоянного течения проводилось два пробега в противоположных направлениях. При переменном течении выполнялось три пробега: два в одном и один в противоположном направлении. На основании результатов пробегов составлялась таблица соответствия частоты вращения гребных винтов значениям скорости корабля в достаточно широком диапазоне.

    Согласно методике Крылова, мощность главных механизмов и расход топлива определялись в процессе специальных теплотехнических испытаний на двух-трех ходовых режимах, причем не обязательно в условиях спокойного моря. При испытаниях снимались индикаторные диаграммы всех цилиндров паровых машин, определялось водоизмещение корабля, велся учет расхода переменных грузов.

    Местом для строительства «опытового бассейна» была выбрана Новая Голландия, что находится в Санкт-Петербурге. В строительстве участвовали , академик А. Н. Крылов и адмирал С. О. Макаров; содействовал постройке бассейна управляющий Морским министерством адмирал Н. М. Чихачёв. Длина бассейна — 122 м, ширина — 6.5 м, глубина — 3 м.

    15 октября того же года Дмитрий Иванович получил официальное приглашение С.Ю.Витте принять участие в работе особой Комиссии по выработке типа ледокола для Северного Ледовитого океана и Балтийского моря. При разработке типа ледокола Комиссия исходила из основных задач судна: поддержания постоянного морского сообщения в Карском море и ломки льда в Финском заливе и Морском канале для доступа к Петербургскому порту.

    В ходе разработки технических условий и рабочего проекта Дмитрий Иванович вместе с С.О.Макаровым предложили применить нефтяное отопление главных котлов ледокола взамен угольного. Это позволило бы более выгодно использовать выделяемые для хранения топлива помещения на ледоколе и значительно расширило бы район плавания судна. Однако эта идея не была осуществлена из-за неподготовленности нефтяных баз на Севере России и консерватизма ответственных лиц Министерства финансов.

    Во время постройки ледокола Дмитрий Иванович предложил С.О.Макарову провести испытания модели ледокола в опытовом бассейне Морского ведомства. Он лично ходатайствовал перед Министерством финансов об ассигновании средств на проведение испытаний. Основной целью модельных испытаний было получение данных о скорости хода и затрачиваемой мощности ледокола на чистой воде, оценка качества гребных винтов ледокола и исследование поперечной качки судна. Для проведения испытаний были сделаны парафиновая и цинковая модели.

    Ледокол «Ермак»

    В ходе исследования поперечной качки моделей было установлено, что уменьшение размахов колебаний ледокола может быть достигнуто устройством на судне сообщающихся между собой бортовых цистерн, наполненных водой. После соответствующих модельных испытаний, при участии Дмитрия Ивановича была спроектирована специальная конструкция — «противокачательная систерна», которую установили в средней части ледокола. Конструкция представляла собой две бортовые цистерны общей вместимостью 80 тонн, в которых помещалось 40 тонн воды, свободно переходящих с борта на борт в суженом соединительном пространстве. Опыт плавания ледокола впоследствии подтвердил целесообразность устройства цистерн для успокоения качки.

    После успешно выполненных заводских испытаний на чистой воде, 21 февраля 1899 года ледокол, получивший имя «Ермак», совершил свой первый рейс из Англии в Кронштадт.

    Технические характеристики бассейна можно подсмотреть в википедии [​IMG]

    [​IMG]

    Вид здания бассейна

    [​IMG]

    Отливка модели крейсера

    перед обстружкой на станке

    А что с бассейном сейчас?

    Вот интересно, является ли подобное строение архитектурным и национальным достоянием? Для меня ответ очевиден – естественно является! Но, видимо, ответ очевиден только для меня, чиновники же распорядились по-другому. В связи с тем, что из Новой Голландии хотят делать развлекательную штуковину, то было решено снести все, что не является ценным… Естественно, самое крупное и непонятное здание – первый кандидат в списке на снос. Ну и снесли. Снесли абсолютно все здания в Новой Голландии, строившиеся в конце XIX века, а именно Опытовый бассейн, многочисленные мастерские и лаборатории, радиостанция Морского генерального штаба.

    [​IMG]

    [​IMG]

    [​IMG]

    Фотографии разрушения Опытового бассейна (автор — Родион Юрга)

    А ведь не так давно бассейн отпраздновал свое столетие и высшие чины Санкт-Петербурга говорили, что это нужно и важно: «Это поистине замечательный институт. За эти годы сооруженный на острове Новая Голландия Опытовый бассейн Морского ведомства и организованная при нем лаборатория гидродинамики корабля превратились в многопрофильный научный центр отечественного судостроения. Вот уже целый век ваши ученые находятся в авангарде отечественного судостроения. Ваши научные разработки широко известны не только в России, но и зарубежом. Ваш творческий коллектив является гордостью российской науки. И среди ваших сотрудников — ученые с мировыми именами, авторы фундаментальных трудов, создатели оригинальных технологий. Я не сомневаюсь в том, что им по плечу новые большие достижения…», – сказал Владмир Путин в 1994 году, будучи И.О. мэра Санкт-Петербурга.

    Видимо, пока не было инвестиций и сумасшествий в строительстве торговых точек и бизнес-инкубаторов, бассейн был памятником архитектуры. А сейчас нет.

    Лично я хотел бы видеть в Новой Голландии памятник-музей а не торговый комплекс. Но что ж, инвестор может делать все, что угодно, возможно, даже все снести. Грустно [​IMG]

    Заключение

    Многие наши соотечественники, попадая в Европу, в старый свет, поражаются обилию исторических архитектурно-значимых объектов, искренне восхищаются укладу старинных родов и ремесленных подворий, когда замок или некое собственное дело передаются из поколения в поколение – от отца к сыну, и является не только предметом семейной гордости, но и предметом государственного значения. Я молчу про архитектурные строения, ведь «там» любое, мало-мальски значимое строение будет охраняться и неустанно реставрироваться, для того чтобы подрастающее поколение знало о величии своей страны не по картинкам, а по реальности. Почему же у нас все получается с точностью до наоборот? Почему любое историческое строение и памятник можно легко признать «неисторическим» и с не меньшей легкостью и энтузиазмом снести, а на зачищенном месте возвести тысячный торговый или офисный центр. Конечно, покупать еду и работать где-то надо…, но давайте посмотрим на карту России… у нас что, места мало? Мне кажется, что наше подрастающее поколение и так не знает своей истории, а после «зачистки» всего архитектурного наследия превратится в тех Иванов, не знающих родства… Грустно и обидно, что мы снова потеряли частичку своей великой истории…

    Ссылки могут видеть только зарегистрированные пользователи. Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь для просмотра ссылок!

    Ссылки могут видеть только зарегистрированные пользователи. Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь для просмотра ссылок!

     
  2. Реклама

    Реклама Пользователи

     
    Зарегистрированные пользователи не видят эту рекламу - Регистрация
    #1

Предыдущие темы

Поделиться этой страницей