Скрыть объявление
Здравствуй, дорогой посетитель!

Рады вашему визиту на Форум Санкт-Петербурга.

Для удобства чтения форума, общения и новых знакомств приглашаем вас зарегистрироваться и присоединиться к нашей компании.

После регистрации ждем вас в теме для новичков форума - зайдите, поздоровайтесь и расскажите немного о себе :)

Хорошего вам дня!

Социология потребления звукового контента

Тема в разделе "Музыкальные стили и направления", создана пользователем DAEDR, 23 ноя 2011.

  1. DAEDR

    DAEDR Пользователи

    Регистрация:
    08.02.2007
    Сообщения:
    6.395
    Симпатии:
    64
    Адрес:
    Петербург
    Музыка – не только искусство построения звуковых форм, но и способ донесения с их помощью социально значимого содержания, некой мысли, образа, или даже философской доктрины, зашифрованных в звуках. Классик российского музыкознания Борис Асафьев говорил о том, что «музыка – идейный мир, и в ней ценно как то, что звучит, так и то, что образуется вокруг звучания: лучи мысли, причиной которых она является».

    Музыкальное искусство представляет собою своеобразный социально-психологический стержень культуры в звуковой форме – вряд ли какой-либо другой материал сравнится с музыкальным искусством в точности резонансного отклика на духовные импульсы, идущие от той или иной социальной группы, сколь угодно большой или сколь угодно малой

    Классическое определение музыкального жанра таково: «Род или вид музыки, чей облик определяют условия исполнения и восприятия».

    ПОП-МУЗЫКА:

    Интонационный герой поп-музыки – человек из толпы, средний горожанин. К этому сословию принадлежит Евгений, герой пушкинского «Медного всадника», внутренний мир которого вполне убедительно описал поэт, рисуя мысли героя, лежащего на кушетке:

    «О чем же думал он? О том, что был он беден, что трудом он должен был себе доставить и независимость и честь. Что мог бы бог ему прибавить ума и денег. Что ведь есть такие праздные счастливцы, ума недальнего, ленивцы которым жизнь куда легка!»

    Подобно пушкинскому герою, рядовой мещанин имеет мало, но хочет гораздо большего, он грезит о легкой и богатой жизни, обладающей для него некой самоценностью, самодостаточностью. Он действует по необходимости, а не по потребности, он привык исполнять рутинные обязанности, не требующие изобретательности и инициативы. Он предпочитает грезы размышлениям, по существу же не любит и не умеет мыслить, не строит умозаключения и не рассуждает. Отсюда его любимые формы развития – несложное варьирирование или простое повторение.

    Неудивительно, что поп-музыку отличает бытовое содержание, нарочитая типизированность музыкального материала, принципиальное отсутствие оригинальности, ориентация на песенно-танцевальные образцы, встроенные в быт и являющиеся его частью, а также скромный масштаб композиций и отсутствие в них внутреннего движения, развития или трансформаций.

    поп-музыка всегда стремилась «сделать красиво», была чуть сентиментальной, незамысловатой, а в целом внушала позитивное умонастроение, отвлекая от «трудов праведных» и обращая мечты обывателя в некую виртуальную реальность.

    академическая музыка:

    более престижная и ориентированная на высокодуховную проблематику.

    аристократия и высшие слои среднего класса – видные писатели, общественные деятели, художники, артисты, ученые,

    давали ей высокий статус и престиж. Родовые черты академической музыки по сравнению с поп-музыкой определяются «от противного»:

    Академической музыке присущи высокодуховное содержание, стремление к индивидуализации как собственно содержания так и форм выражения, сложность этих форм, и постоянная ориентация на процесс интенсивного размышления, откуда возникают чрезвычайно развитые протяженные композиции, насыщенные развитием и трансформацией материала.

    На протяжении столетий, далеких от эпохи масскульта, улица не могла диктовать образованному сословию свои вкусы: интеллектуальная элита завладела всеми музыкальными институтами и средствами распространения музыкального образования – консерваториями, концертными залами и оперными театрами. Это была эпоха расцвета музыкальной классики вплоть до Первой мировой войны; элитарную музыкальную классику Европы политкорректные американцы XX века назвали «музыкой мертвых белых мужчин».

    ДЖАЗ:

    Джаз был музыкой маргиналов, музыкой отверженных. Именно в этом качестве он завоевал весь мир, поскольку в XX веке революционные социальные трансформации породили значительное число людей, которые «не сумели», «не оправдали», «не вписались»

    Частью в силу рождения и социальных препон, частью в силу психологической неспособности или нежелания, некоего внутреннего нон-конформизма. Однако джаз и джазовая публика – это интеллектуализированные маргиналы, маргиналы иронизирующие: именно таким был интонационный герой раннего джаза, герой регтайма и блюза, герой менестрельных шоу конца XIX века. Условно джаз – это музыка «бывших»: рабов, которые когда-то были свободными, бывших интеллигентов, которые стали дворниками и истопниками, младших научных сотрудников, которые ощущали себя Эйнштейнами. Джаз – музыка интеллектуального верха и одновременно социального низа, поэтому истинно отверженные вынуждены были придумать себе другую музыкальную нишу.

    рок:

    Рок эксплуатирует музыкальный материал, имеющий древнейшее происхождение, когда человек в целом как член человеческого рода был еще «не вписавшимся» и «не нашедшим»

    Создатель рок-музыки – это «человек выживающий», противопоставляющий себя враждебной действительности. Это чувство протеста, чувство агрессивного самоутверждения питало рок-культуру во все годы ее существования. Рок означает неконтролируемое подсознание, вырвавшееся на волю и заговорившее собственным языком. На протяжении десятилетий рок был нужен молодежи, он стал ее суб-культурой, поскольку она протестовала против загоняющего всех в социальные «клетки» общества; культ успеха и благополучия, культ потребления, навязываемый и бесспорный, рождал столь же сильный протест.

    Маргинальная психология этих людей, постоянное чувство отверженности, которое они испытывают, естественно толкает их к подмене действительной жизни виртуальной реальностью, роль которой играет рок-тусовка. Первобытный характер их психологии толкает их к поиску лидера, вожака, которым и является для них рок-кумир. Более того, в силу нон-конформизма и чувства отверженности и оппозиционности по отношению к обществу в целом, эти люди желают как можно острее противопоставить себя истеблишменту в любой форме: в одежде, в форме поведения, в образе жизни...

    ---

    Последние десятилетия XX века отмечены новыми социальными явлениями. В частности, количественным ростом и расширением среднего класса.Инструктивный характер поведения, который предписывает большинству современная цивилизация, обезличивание и ограниченность интересов толкают все больше людей в мир поп-музыки. (При этом необходимо отметить и многократно подчеркнуть: поп-музыка ни в коей мере не принижает художественное качество принадлежащих к ней произведений. Множество песен и российских и зарубежных авторов являют собой шедевры, но шедевры эти тем не менее принадлежат поп-музыке, как например, мюзиклы Ллойда Веббера или песни Дунаевского)

    Потребление академической музыки все дальше уходит от духовного общения и духовной работы,

    Теперь это уже отдых, релаксация, снятие стресса – ни на что другое у многих бывших представителей интеллигенции нет ни сил, ни времени, ни желания.

    Такое понимание слушания академической музыки в значительной степени влияет на манеру исполнения: музыка не должна отягощать, она не должна слишком волновать и слушатель все больше превращается в созерцателя и стороннего наблюдателя, нежели соучастника музицирования, каким он внутренне был еще в послевоенные годы.

    Иными словами, в прежнем виде, соблюдая «чистоту жанра», академическая музыка существовать не может, ей приходится учитывать, что она, хочет она того или нет, становится частью «большого шоу-бизнеса», и, желая выжить, она вынуждена искать новые формы презентации: облегчать свой имидж, расширять репертуар за счет таких авторов, как например, чрезвычайно модный Астор Пьяццола, привлекать новые формы сотрудничества с неакадемическими жанрами.

    Увеличение роли среднего класса в современном обществе и его музыкального символа – поп-музыки – влечет также и к поглощению «музыкального низа». В последнее десятилетие XX века стали говорить о смерти рока, мелькнувшего на музыкальном горизонте как комета. В рок-музыке стал наступать стиль «диско», толкающий ее в объятия «попсы».

    Современное общество становится все более гомогенным. Психология и образ жизни среднего класса становятся всеобъемлющими: в психологическом и эстетическом смысле это означает опору на обывательскую мещанскую культуру, на стабильность, на культ процветания, а следовательно, и культ потребления.

    «Мировая деревня», единый для миллионов образ жизни, уровень доходов и шкала общественных ценностей приводят к унификации культурной продукции, которую потребляет общество в целом

    На наших глазах рождается новая музыкальная культура эпохи глобализации. От классики она берет широту духовной тематики, протяженные формы и способность к развитию, от поп-музыки демократичность материала, его доступность и опору на мелодическое начало, от рока – обостренность ритмов, пластическую выразительность и тяготение к шоу-программам, к сценическому обыгрыванию звучания, от джаза – стихию свободной импровизационности.

    Здесь имеет место и повышение интеллектуального уровня слушателей, поскольку эта новая музыка многократно сложнее и оригинальнее натуральной поп-музыки: причиной этого является то, что современный представитель среднего класса, закончивший колледж, конечно же более образован и умственно более развит, чем домработница тридцатых годов или бухгалтер в нарукавниках пятидесятых, которые заслушивались простодушной поп-музыкой тех лет. Однако установка на отдых, грань, отделяющая «новую попсу» от староклассической духовной работы, все же остается актуальной: новая музыка третьего тысячелетия не сливается с классикой прошлых веков – она останавливается на «золотой середине».

    Явление «cross-over» является также знаком своего рода дистанцирования слушателя от искусства. Если раньше музыка была естественным средством и рупором социальной самоидентификации, то теперь эта ее роль уже не столь актуальна. С чем он может самоотождествиться в рамках культуры «cross-over», отрицающей всякие рамки и характеристики? Эта культура созвучна новым импульсам, идущим из глубин современного «коллективного бессознательного»—тенденция пока не господствующая, но уже весьма влиятельная, последствия которой скажутся в жизни следующих поколений. Возможно, процесс идет в сторону глобального социального синтеза, которому суждено растворить в себе имеющиеся национальные, этнические, религиозные, политические и прочие противоречия современности...

    Д.К. Кирнарская, (Российская Академия музыки им. Гнесиных)

    :)
     
  2. Реклама

    Реклама Пользователи

     
    Зарегистрированные пользователи не видят эту рекламу - Регистрация
    #1
  3. honkycat

    honkycat Пользователи

    Регистрация:
    16.10.2011
    Сообщения:
    42
    Симпатии:
    2
    Замечательное мудрое осмысление трансформации музыкальных приоритетов общества. К сожалению, не российского(. У нас "умца-умца" за сто лет поменялась на "тыдыц-тыдыц", а слово "пьяццолла" у большинства населения вызывает ассоциации с поварскими приправами.
     
  4. Прохожий

    Прохожий Мелкий поганец

    Регистрация:
    07.05.2007
    Сообщения:
    18.525
    Симпатии:
    868
    А Вы полагаете, что не в России с этим ситуация сильно отличается? ну-ну
     
  5. DAEDR

    DAEDR Пользователи

    Регистрация:
    08.02.2007
    Сообщения:
    6.395
    Симпатии:
    64
    Адрес:
    Петербург
    В интервью с Авакяном,как раз и говорится том,что в этой статье названо «cross-over».
     
  6. Кофеман-Ка

    Кофеман-Ка Пользователи

    Регистрация:
    11.03.2010
    Сообщения:
    10.475
    Симпатии:
    982
    Спасибо за интересную статью.

    :yes:
     
  7. Реклама

    Реклама Пользователи

         
     
    Зарегистрированные пользователи не видят эту рекламу - Регистрация
    #1
  8. honkycat

    honkycat Пользователи

    Регистрация:
    16.10.2011
    Сообщения:
    42
    Симпатии:
    2
    ))) Понимаю Ваш скепсис, но очень хочется надеяться на это.
     
    Последнее редактирование модератором: 23 ноя 2011
  9. русалка

    русалка Пользователи

    Регистрация:
    08.03.2009
    Сообщения:
    15.705
    Симпатии:
    767
    Адрес:
    Ленинград.
    Все не прочитала, что - то там про музыку.. Пусть она будет, только не громко. Терпеть не могу орущие ящики.
     
  10. honkycat

    honkycat Пользователи

    Регистрация:
    16.10.2011
    Сообщения:
    42
    Симпатии:
    2
    Можно и не из ящиков. В филармонии или оперном) Не пробовали?)
     
  11. Альтист Данилов

    Альтист Данилов Я пьяна. В квартире срач. I am happy very much!

    Регистрация:
    05.01.2011
    Сообщения:
    2.793
    Симпатии:
    223
    Адрес:
    Безумно дивный, чудный. Не достроил.
    Чего-чего??? По-моему это пародия на псевдонаучные работы, авторы которых за изобилием ненужных терминов и определений скрывают пустоту содержания. "Социология потребления звукового контента" Этот пять! [​IMG]
     
  12. Кофеман-Ка

    Кофеман-Ка Пользователи

    Регистрация:
    11.03.2010
    Сообщения:
    10.475
    Симпатии:
    982
    А если за терминами и наукообразностью, таки разглядеть содержание?

    [​IMG] Оно там есть. А отсутствие новизны, компенсируется точностью выводов.
     
  13. Реклама

    Реклама Пользователи

     
    Зарегистрированные пользователи не видят эту рекламу - Регистрация
    #1
  14. honkycat

    honkycat Пользователи

    Регистрация:
    16.10.2011
    Сообщения:
    42
    Симпатии:
    2
    Как страшно жить (с)))
     
  15. Альтист Данилов

    Альтист Данилов Я пьяна. В квартире срач. I am happy very much!

    Регистрация:
    05.01.2011
    Сообщения:
    2.793
    Симпатии:
    223
    Адрес:
    Безумно дивный, чудный. Не достроил.
    Суслик.

    Второй.
     
  16. Кофеман-Ка

    Кофеман-Ка Пользователи

    Регистрация:
    11.03.2010
    Сообщения:
    10.475
    Симпатии:
    982
    Ну вот честно скажы, если бы тоже самое было написано не наукообразным, а нормальным человеческим языком, твоя реакция была бы такая же?

    ПыСы А Суслик все таки есть. Ты и сам это знаешь. ;)
     
  17. DAEDR

    DAEDR Пользователи

    Регистрация:
    08.02.2007
    Сообщения:
    6.395
    Симпатии:
    64
    Адрес:
    Петербург
    есть дисциплина "социология музыки" наука о взаимодействии музыки и общества и влиянии конкретных форм её общественного бытования на музыкальное творчество, исполнительство и публику.
     
  18. русалка

    русалка Пользователи

    Регистрация:
    08.03.2009
    Сообщения:
    15.705
    Симпатии:
    767
    Адрес:
    Ленинград.
    [​IMG] Не-а, не пробовала. А "филармония" что это такое? :xexe:
     

Предыдущие темы

Поделиться этой страницей