Мир за столетие. Промышленность Санкт-Петербурга. Эволюция предприятий Петербурга от создания до наш

Тема в разделе "Исторический форум", создана пользователем Viatcheslav, 21 ноя 2012.

  1. Viatcheslav

    Viatcheslav Пользователи

    Регистрация:
    21.10.2010
    Сообщения:
    54
    Симпатии:
    9
    [SIZE=10pt]Мир за столетие. Промышленность Санкт-Петербурга.[/SIZE]

    . Промышленность города развивалась вслед за задачами государства: судостроение, вооружение, рельсы и подвижный состав для железных дорог, электроэнергетика, телефония .

    Старейшими предприятиями Санкт-Петербурга принято считать Адмиралтейские верфи (1704 г.), , Ижорские заводы (1710 г.), завод «Арсена?л» —(1711 г.), Сестрорецкий оружейный завод (1721 г.). Все они играли важную роль в производстве военной продукции.

    Первый линейный корабль — 54-пушечная «Полтава» (спущен на воду в 1712 году) с Адмиралтейских верфей — ознаменовал собой новый этап в развитии русского флота.

    Первый пароход «Елизавета» был построен уже в 1815 г. на заводе Ч. Берда. Ижорские заводы спустили на воду пароходы «Скорый» (1816 г.) и «Проворный» (1819 г.). Только с 1857 по 1863 гг. было построено 26 винтовых кораблей (в основном для Балтики).

    Первый русский корабль с броневой защитой был спущен на воду в 1861 г. (завод Карра и Макферсона – Балтийский).

    Российская Империя имела мощный броненосный флот, львиная доля которого была построена на Петербургских заводах. Заводы Балтийский, Франко-Русский, Новое Адмиралтейство, Семянниковский, Путиловский, завод на Галерном острове, завод К. Митчелла создавали броненосцы, линкоры и крейсера. Город прочно лидировал в военном судостроении.

    Судостроительные заводы Петербурга в XIX веке тесно кооперировали с другими машиностроительными и металлургическими предприятиями города. Ижорский и Обуховский заводы, Нобеля и Металлический, Барановского и «Старый Лесснер» изготовляли броню, артиллерию, торпеды, паровые машины и многое другое.

    С началом прокладки железных дорог понадобились рельсы и подвижный состав.

    Паровозы строили несколько заводов: Александровский, Невский (Семянниковский), Путиловский, Нобеля, мастерские Петербургско-Варшавской железной дороги.

    Масштабы строительства подвижного состава были довольно внушительны. Общество Путиловских заводов производило по тысяче вагонов в год, а Сампсониевский завод – полторы тысячи товарных и двести пассажирских вагонов.

    В течение полувека в Петербурге возникло около 100 металлообрабатывающих заводов. Среди них завод Л. Нобиля (1862 г.), «Феникс» (1868 г.), Барановского (1877 г.), Обуховский завод ( 1863 г.), Металлический завод (1857 г.).,

    Еще одно направление эволюции петербургской индустрии в XIX веке – становление электротехнической промышленности, в котором ключевую роль играла фирма «Сименс-Гальске». После объединения этой компании с фирмой «Шуккерт и Ко», предприятие стало называться «Завод динамомашин фирмы «Сименс-Шуккерт».

    Петербург со временем стал признанным лидером энергомашиностроения.

    Слаботочная электротехническая промышленность Петербурга послужила основой становления приборостроения и радиоэлектроники.

    Необходимо вспомнить станкостроение – основу машиностроения. Пальмы первенства по праву принадлежат заводу «Феникс» (первоначально Дж. Мюргеда). K концу XIX века в Петербурге действовали фабрика наждачных изделий Н.И. Струка (шлифовальные станки), завод И.А. Семенова, завод Н. Гольдберга, товарищество пневматических машин, другие предприятия.

    Машиностроительные заводы Петербурга в XIX в. были как частными, так и казенными. Нередко предприятия, созданные как частные, затем переходили в казну. Так, например, «Балтийский завод», основанный как частный в 1856 г., был трансформирован в казенный.

    В XIX в. бурно развивалась хлопчатобумажная промышленность, которая по объемам производства находилась на втором месте после машиностроения.

    Обувная промышленность Петербурга начиналась с ремесленников-обувщиков (башмачников). В 1882 г. основана фабрика товарищества механического производства обуви («Скороход»). В 1860 г. основано товарищество российско-американской резиновой мануфактуры (позднее «Треугольник»).

    В XIX веке Петербург становится центром химической промышленности. Первоначально ее представляли пороховые заводы на Охте. Затем появились и другие предприятия: Тентелевский завод («Красный химик»), основанный в 1875 г., Свинцово-белильный и красочный завод (позже им. Менделеева), созданный в 1867 г., Киновиевский ультрамариновый (1878 г.), завод братьев Бреме .

    В XIX веке развивалась пищевая промышленность. Кондитерские фабрики, пивоваренные заводы и другие предприятия дополняли отраслевую структуру промышленности города.

    В конце 19 века заметное место в списке продукции города заняла электротехника. К началу I Мировой войны промышленность Санкт-Петербурга обеспечивала около 60% всех потребностей России в электротехнических изделиях.

    После революции 1917 года, несмотря на войны и кризис в экономике, город сохранил значение важнейшего промышленного центра

    II Мировая война нанесла тяжелейший удар по экономике города (сохранилось лишь 13% довоенного потенциала) и унесла жизни 2 из каждых 3-х петербуржцев. Тем не менее, город был в кратчайшие сроки восстановлен. И уже через 5-7 лет после войны промышленность города снова заняла в стране лидирующие позиции. Важнейшее место в городской структуре промышленности занял энергомашиностроительный комплекс, внесший весомый вклад в обеспечение страны всеми видами энергии (включая атомную).

    В 60-70-х годах в городе было создано около 170 научно-производственных объединений (НПО), призванных быстро и эффективно внедрять в производство достижения науки. С этих пор энергоемкие и наукоемкие производства стали «визитной карточкой» современного Санкт-Петербурга.

    В промышленном комплексе нашего города представлены практически все производственные виды деятельности.

    Во-первых, Санкт-Петербург - мощный мировой центр судостроения. В городе сконцентрировано до 85% российских научно-исследовательских, проектно-конструкторских организаций отрасли и порядка 30% российского судостроительного производства.

    Ведущие предприятия судостроительной отрасли - ОАО «Адмиралтейские верфи», ОАО «Судостроительный завод «Северная верфь», ОАО «Балтийский завод», ОАО «Судостроительная фирма «Алмаз».

    Соисполнителями крупных заказов выступают ОАО НПО «Аврора» (системы управления), ОАО «Пролетарский завод» (механизмы, арматура), ОАО «Концерн «Гранит-Электрон» (ракетное оружие), ОАО «Концерн «ЦНИИ «Электроприбор» (подводное оружие) и мн. др.

    Во-вторых, Санкт-Петербург - один из ведущих мировых центров энергомашиностроения. Основная часть этого производства приходится на ОАО «Ижорские заводы», Невский завод, и петербургские филиалы ОАО «Силовые машины» (Ленинградский металлический завод, Завод «Электросила», Завод турбинных лопаток), которые являются ведущими российскими производителями оборудования для гидравлических, тепловых, газовых и атомных электростанций.

    В третьих, Санкт-Петербург - крупный центр машиностроения. К ведущим предприятиям этого сектора относятся сборочные конвейеры ведущих мировых автопроизводителей, ЗАО «Вагонмаш» и ОАО «Октябрьский электровагоноремонтный завод» (поезда метрополитена, вагоны для железной дороги), ОАО «Машиностроительный завод «Арсенал» (космические аппараты), ОАО «Звезда» (дизели), ОАО «Климов» и ОАО «Красный Октябрь» (силовые установки для авиационной техники) и др.

    Ну и, наконец, Санкт-Петербург - развитый центр разработки и производства электротехнической продукции, электроники и приборостроения. Среди ведущих предприятий этих направлений необходимо отметить ЗАО «Росэлектропром Холдинг», ОАО «Новая ЭРА», ООО «НИИЭФА-Энерго», ОАО «ХК «Ленинец», ОАО «Светлана», ОАО «НПП «Радар-ммс», ФГУП «НИИ «Вектор», ОАО «Российский институт радионавигации и времени», ОАО «Интелтех», ОАО «Авангард», ОАО «Ленполиграфмаш».

    Также к числу ведущих секторов промышленности Санкт-Петербурга относятся пищевая и перерабатывающая промышленности, металлургическое производство, строительство и реставрация, химическое производство, текстильная и швейная промышленности.

    Согласно международным рейтингам, Санкт-Петербург является одним из самых инвестиционно-привлекательных регионов России.

    Рассмотрим судьбу отдельных заводов, являвшихся визитной карточкой Петербурга и Ленинграда.

    Машиностроение

    Путиловский (Кировский) завод

    Днём рождения завода считается 3 апреля 1801 года, когда на нём было отлито первое пушечное ядро.

    В 1844 году на заводе начат выпуск железнодорожных рельсов.

    В 1880-е гг. на заводе также началось строительство миноносцев и корабельных башенных орудий для броненосцев, а в 1894 году — производство паровозов. В 1900 году Путиловский завод занял первое место по выпуску среди российских металлургических и машиностроительных заводов, а в Западной Европе уступал лишь заводам Круппа в Германии и Армстронга в Англии.

    В 1910-х годах завод активно развивает судостроительное направление деятельности. В 1911 году на заводе спущен на воду эскадренный миноносец «Новик», самый быстроходный корабль в мире в то время. В 1912 году основана отдельная производственная площадка — «Путиловская верфь», ныне ОАО «Северная верфь

    В феврале 1917 года на Путиловском заводе — крупнейшем артиллерийском заводе страны и Петрограда — работало 36 тыс. рабочих. Массовая забастовка рабочих Путиловского завода 18 февраля, переросшая 23 февраля (8 марта) 1917 года в демонстрации и митинги рабочих под лозунгами «Долой войну!», «Долой самодержавие!», «Хлеба!», привели к столкновениям с полицией и послужили началом Февральской революции в Петрограде.

    В 1922 году, после национализации, завод получил новое имя — «Красный путиловец».

    В 1924 году на заводе проведены испытания первого советского трактора «Фордзон-Путиловец» и начато его серийное производство.

    До Великой Отечественной войны завод, кроме тракторов, выпускал паровозы и вагоны, двигатели для зерноуборочных комбайнов, мотовозы, легированную и нержавеющую сталь и прокат сложных профилей, железнодорожные краны, проходческие щиты для строительства Московского метрополитена, а также боевую технику — танки Т-28 и артиллерийские орудия. В конце 1920-х годов был налажен выпуск трамваев, которыми завод обеспечивал не только родной город, но и другие регионы.

    17 декабря 1934 года, через 16 дней после убийства С. М. Кирова, заводу присвоено название «Кировский завод».

    В 1939 году на Кировском заводе создан танк КВ и освоен его выпуск.

    В годы Великой отечественной войны основные мощности и многие cпециалисты были эвакуированы в Челябинск, где вместе с Челябинским тракторным заводом и ещё шестью частично или полностью передислоцированными в Челябинск предприятиями образовали знаменитый «Танкоград» — крупнейшее в годы войны производство танков, САУ и другой бронетехники, а также боеприпасов.

    Но часть мощностей и специалистов Кировского завода, а также заготовки тяжёлых танков КВ остались в Ленинграде, и в течение всей блокады ленинградский Кировский завод, оказавшийся почти на линии фронта, продолжал собирать и ремонтировать танки и другую бронетехнику.

    С 1964 года на заводе организовано серийное производство тракторов «Кировец».

    В новых экономических реалиях, случившихся в начале 90-х, эта продукция в прежних объемах оказалась никому не нужной. В итоге сегодня Кировский завод, по сути дела, конгломерат малых и средних предприятий.

    Предприятия производят тракторы и другие сельскохозяйственные машины, запасные части, металлопрокат, энергетические машины. Также предприятия выпускают оборудование для газовой и атомной отраслей, металлургическую, машиностроительную и прочую продукцию, некоторые виды энергии и др.

    Если в 1917 г. на Путиловском заводе работало свыше 30 тыс. чел., а в советское время численность превышала 50 тыс. чел, то сейчас на Кировском заводе работают 6-7 тыс. чел.

    Компания убыточная.

    Оборот компании в 2010 году составил 11,321 млрд руб., чистый убыток 205 млн руб. (в 2009 году — чистый убыток 1,032 млн руб.) Отметим, впрочем, что по официальным данным, за 2011 год консолидированная прибыль ОАО составила 51 млн рублей, а задолженность перед банками уменьшилась до 4 млрд рублей.

    Все последние годы ситуация вокруг Кировского завода осложнялась конфликтом акционеров.

    По оценкам аналитиков рынка недвижимости, территория Кировского завода составляет не меньше 200 гектаров и на две трети пригодна для редевелопмента. Это означает возможность возведения нескольких миллионов квадратных метров недвижимости. Так что кто бы ни владел заводом, он будет владеть ценным активом. А ведь когда-то это было одно из самых крупных предприятий Ленинграда и страны.

    Александровский чугунолитейный завод - Паровозные мастерские механического завода Николаевской ж.д. - Пролетарский завод

    В 1845 г. здесь был изготовлен первый в России магистральный паровоз. В течение 20 лет Александровский завод был основной базой паровозо - и вагоностроения в России.

    7 ноября 1922 г. Александровский Главный механический завод был переименован в Пролетарский завод.

    С 1925 по 1931 гг. завод занимался восстановлением и ремонтом пассажирских и товарных вагонов, строительством вагонов, ремонтом колёсных пар, производил работы по литью и механической обработке, постройке платформ.

    С 1960-х гг. Пролетарский завод был перепрофилирован на производство судовых машин и гидравлических механизмов для кораблей.

    Последние годы предприятие специализируется в судовом и энергетическом машиностроении. Кроме того, предприятие выпускает широкий спектр продукции для строительства, транспорта, сельского хозяйства и других отраслей. Завод, в том числе, является поставщиком «Газпрома» и ОАО «Росэнергоатом»

    Финансовое положение завода сложное.

    29 апреля Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области принял к рассмотрению заявление о банкротстве ОАО «Пролетарский завод». Истцом выступает государственная корпорация «Агентство по страхованию вкладов» (АСВ). Как сообщил «Фонтанке» директор департамента управления активами АСВ Андрей Дерябин, завод должен агентству около 2 миллиардов рублей.

    Ижорские заводы

    На предприятии строились первые в России землечерпательные снаряды, колёсные пароходы, судовые машины.

    С середины XIX века Ижорские заводы становятся основным поставщиком брони для российского флота и береговых укреплений. На заводе осваивается строительство миноносок и миноносцев. С 1878 по 1900 год было построено 19 миноносцев, пять тральщиков

    За годы довоенных пятилеток (1929-40) на заводе были изготовлены первые советские блюминги, выпускались кривошипные и эксцентриковые прессы для автомобильных и тракторных заводов и налажено производство крупных поковок.

    В Великую Отечественную войну Ижорский завод производил корпуса танков, бронеавтомобили, боеприпасы, бронеколпаки для ДОТов и др.

    В 1998 году Ижорские заводы вошли в состав Объединенных машиностроительных заводов (Группа Уралмаш-Ижора).

    Реакторные установки производства Ижорских заводов эксплуатируются на 47 атомных станциях России и СНГ, а также на АЭС Болгарии, Словакии и Финляндии.

    Обуховский завод – завод «Большевик» - Обуховский завод

    Был основан 4 мая 1863 года.

    В техническом отношении Обуховский завод принадлежал к числу наиболее передовых предприятий. На заводе производились 20 сортов стали, броня для кораблей, артиллерийские башенные установки, пушки разных калибров, снаряды, мины, стальное, медное и чугунное литьё, пароходные коленчатые валы, хирургические и чертёжные инструменты, стальные ружейные стволы и магазинные коробки для винтовок, налажено производство колёс, шин и осей для подвижного состава железных дорог России и др.

    Сейчас ГОЗ выпускает продукция военного назначения. Заводы работают в интересах РВСН, ВМФ, ПВО, Роскосмоса. Есть и гражданский сегмент — оборудование для атомной промышленности, системы управления воздушным движением, ГЛОНАСС.

    Компания убыточная.

    В этом году ОАО "ГОЗ Обуховский завод", которое входит в концерн ПВО "Алмаз-Антей", в период с января по июнь 2012 года увеличило чистый убыток по сравнению с тем же периодом прошлого года на 2,6% — до 211,75 млн рублей, сообщается в отчете компании.

    ОАО «Концерн ПВО „Алма?з-Анте?й"» — российский концерн, объединяющий предприятия, разрабатывающие и выпускающие вооружения (ПВО и ПРО). Он объединяет 46 предприятий и НИИ.

    Многие СМИ связывали с концерном «Алмаз-Антей» криминальный передел собственности входящих в концерн предприятий.

    В Советское время на заводе «Большевик» работало более 20 тыс. человек, сейчас на ГОЗ всего 3 тыс. чел. Завод переезжает на другую площадку и собирается продать 60 га территории.

    Сестроре?цкий инструментальный завод имени С. П. Воскова.

    Сестроре?цкий инструментальный завод имени С. П. Воскова (бывший Сестрорецкий оружейный завод) — основан по указу Петра I.

    1859 г. — завод освоил машинный способ производства винтовок. На завод привезены машины из Америки

    1867 г. — на всемирной выставке произведений земледелия, промышленности и художеств в Париже завод получил несколько медалей за выставленные образцы оружия и бронзовую медаль, как один из самых лучших оружейных заводов в Европе.

    1894 г. — выпуск первой трёхлинейки Мосина.

    1896 г. — завод удостоен золотой медали на Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде.

    Начало XX века — число станков 875. Количество рабочих 1725 человек. Завод полностью электрифицирован.

    1925 г. — производство завода полностью восстановлено. На заводе трудится 1760 человек.

    1962 г. — создаются станки для алмазной промышленности. Выпускается 28 типоразмеров новых режущих инструментов. Продукция завода поставляется в 60 стран мира.

    1990 г. — спад производства, как результат последствий перестройки в СССР.

    2007 г. — ЗАО «СИЗ Пром» находится на стадии перебазирования оборудования из исторических зданий на площадь в 14 га в промзону Конная Лахта, где выделена земля и за счёт городского бюджета будут проложены инженерные коммуникации.

    С мая 2008 года территория завода начала освобождаться для многоэтажного типового строительства

    30 октября 2009 — оставшимся руководством был дан банкет по случаю закрытия производственной деятельности завода. Все рабочие уволены.

    Завод Арсенал

    Санкт-Петербургский «Арсенал» был основан в 1711 году Указом Петра Великого как «пушечные литейные мастерские»

    По своей технической оснащенности завод всегда считался одним из лучших не только России, но и в Европе. Об этом свидетельствует участие «Арсенала» во всемирных технических выставках, проходивших в Лондоне в 1850 и 1861 годах и в Париже в 1900 году.

    В 1914 году завод стал носить имя своего основателя — Петра Великого. В 1940 году заводу было присвоено имя М. В. Фрунзе. Именно на «Арсенале» были созданы первые в России модели орудий с нарезным стволом. В годы Великой Отечественной войны завод не только продолжал бесперебойно работать, но и освоил производство лучшего, по тем временам, 100-мм противотанкового орудия БС-3, а также совместно с другими предприятиями принял участие в создании знаменитых «Катюш».

    В 1973 году был начат выпуск космических аппаратов.

    Сегодня «Арсенал» - это современное предприятие с высоким уровнем технологии и организации производства, продолжающее свои вековые традиции.

    Но не все гладко и здесь. Чтобы выжить, заводу приходится сдавать площади в аренду.

    В апреле 2011 г. компания MAN Truck & Bus AG подписала с администрацией Санкт-Петербурга меморандум о взаимопонимании. Документ предполагает открытие к 2012 году в городе завода по производству грузовиков, сообщает пресс-служба правительства города.

    Предприятие будет располагаться в цехах завода «Арсенал».

    До переезда в Шушары эти площади занимал General Motors. В проект MAN готов вложить 25 млн евро, создать 100 тысяч рабочих мест и выпускать ежегодно 6000 грузовиков.

    Завод "Людвиг Нобель" - Завод "Русский дизель"

    В 1879 г. Л. Нобель первым в России начал выпуск колес с резиновыми шинами.

    В 1890-е гг. завод выпускал паровые машины, газовые и керосиновые двигатели, насосы, паровые котлы, оси для экипажей, стальные снаряды, минные аппараты и машинные части.

    С 1899 г. завод развернул массовое производство дизелей.

    В 1900 г на Всемирной выставке в Париже двигатель Дизеля получил Гран-при, чему способствовало известие, что завод Нобиля в Петербурге наладил выпуск двигателей, работавших на сырой нефти. Этот двигатель получил в Европе название "русский дизель".

    В 1908 г на заводе были изготовлены два двигателя для подводной лодки "Минога" - она была построена на Балтийском судостроительном заводе по проекту конструктора Ивана Бубнова и стала первой в мире дизельной подводной лодкой.

    В послевоенные годы завод строил мощные судовые дизельные агрегаты, которыми был оснащен почти весь танкерный и промысловый флот, а также корабли ВМФ и корабли серии командных комплексов управления космическими объектами. Двигатели завода поставлялись во многие страны мира.

    В 1988 в пос. Кирпичный завод Всеволожского района началось строительство современного предприятия по производству дизель-редукторных агрегатов и дизель-генераторов, которое вошло в производственное объединение «Русский дизель».

    В начале 1990-х гг. завод акционирован.

    В 1999 г. Петербургский завод признан банкротом и закрыт, Всеволожский завод, также именуемый «Русский дизель», занят выпуском запасных частей.

    Петербургский вагоностроительный завод - Ленинградский вагоностроительный завод им. Егорова.

    Завод был основан в 1874 году выходцем из Шотландии Ф. К. Рештке. Изначально специализировался на металлообработке.

    С 1897 года переориентировался на выпуск вагонов и был переименован в Петербургский вагоностроительный завод.

    С мая 1968 года Ленинградский вагоностроительный завод приступил к серийному производству моторвагонных поездов для подвижного состава метрополитена.

    В начале 1990-х годов ЛВЗ имени И. Е. Егорова был приватизирован и трансформирован в ЗАО «Вагонмаш». Из-за охватившего страну экономического кризиса и снижения спроса на подвижной состав со стороны метрополитенов ЛВЗ был вынужден прекратить производство.

    Только в середине 2000-х годов, после приобретения завода группой «Дедал», выпуск продукции вновь был реанимирован. В 2007—2008 годах предприятие строит вагоны дальнего следования для РЖД и электровагоны для метрополитенов.

    На данный момент вагоны, произведённые заводом, используются большинством метрополитенов России и стран СНГ, а также в ряде других стран.

    По оценке экспертов, на начало 2008 года предприятие занимает около 12 % российского рынка магистральных железнодорожных вагонов, и около 7 % рынка вагонов метрополитена.[

    Машиностроительный завод «Феникс» - Станкостроительный завод «Свердлов» – бизнес-центр «Феникс».

    Завод был основан в 1868 Дж. Мюргедом, сначала собирал импортные машины и станки, затем наладил собственное производство паровых машин, подъемных кранов, резальных прессов, металлообрабатывающих станков. В 1914-17 выпускал боеприпасы, осенью и зимой 1941 завод выпускал снаряды.

    В послевоенные годы налажен выпуск металлорежущих станков собственных конструкций (горизонтально-расточных, координатно-расточных, копировально-фрезерных, типа «обрабатывающий центр» и др.). В 1962 на базе завода создано Станкостроительное объединение.

    В 2003 г. в отношении предприятия была возбуждена процедура банкротства.

    В 2005 г. в административном здании обанкротившегося завода был открыт бизнес-центр «Феникс.

    В 2005 г., впервые в России, был продан бренд машиностроительного производства. Торговую марку ЗАО "Станкостроительный завод "Свердлов" приобрело ООО "Киров-Станкомаш"

    Судостроение

    Адмиралтейские верфи

    Адмиралтейские верфи — одно из старейших судостроительных предприятий России, первое промышленное предприятие Санкт-Петербурга. К апрелю 1706 года было спущено на воду первое судно.

    Всего в петровское время на верфях Санкт-Петербургского Адмиралтейства было построено 23 корабля и более двухсот галер.

    За время существования верфи в Адмиралтействе на ней было построено 256 крупных кораблей.

    В советское время на верфи осуществлялось множество оборонных проектов, в том числе выпуск атомных подводных лодок.

    Сейчас главное направление Адмиралтейских верфей — проектирование, производство и модернизация судов гражданского и военного назначения различных типов.

    В конце 2009 года был подписан российско-вьетнамский контракт на поставку Вьетнаму шести дизель-электрических подводных лодок проекта 636 «Варшавянка», их строительство будет вестись на «Адмиралтейских верфях». Сумма договора — $1,8 млрд. В настоящее время завод строит подводные лодки и целую серию танкеров и научно-экспедиционных судов.

    Завод Карра и Макферсона - Балтийский завод

    Со дня своего основания 26 мая 1856 года Балтийский завод первым осваивал новые проекты судов и кораблей, которые в дальнейшем строили и другие предприятия отрасли.

    Балтийский завод первым приступил к серийному строительству кораблей (крейсера типа «Победа», броненосцы). Подводные лодки типа «Барс», «Морж» ничем не уступали лучшим зарубежным образцам. Из отдела подводного плавания Балтийского завода возникло в впоследствии знаменитое ЦКБ «Рубин» (1938 год).

    В начале ХХ века на Балтийском заводе построили линейные корабли «Петропавловск» («Марат») и «Севастополь» («Парижская коммуна») - первые российские дредноуты.

    Важным этапом в развитии предприятия в 60-е годы стало строительство серийных танкеров типа «Пекин» (водоизмещение 40 тыс. т.) и типа «София» (62 тыс. т.).

    За период с 1974 по 1992 годы на Балтийском заводе была построена серия атомных ледоколов второго поколения. Головной корабль носил имя «Арктика», который в 1974 году в активном арктическом плавании достиг Северного полюса.

    В 80-е годы прошлого столетия предприятие освоило строительство тяжелых атомных ракетных крейсеров проекта 1144 («Орлан»): «Адмирал Ушаков», «Адмирал Лазарев», «Адмирал Нахимов». Последний корабль этой серии «Петр Великий», построенный на заводе в 1998 году, по составу оборудования и вооружения до сих пор не имеет аналогов в мировом флоте.

    В апреле 2004 года Балтийский завод завершил выполнение крупнейшего международного заказа в области надводного кораблестроения - строительство серии фрегатов для Военно-морских сил Индии.

    В 2008 и 2009 годах ОАО «Балтийский завод» передало заказчику два дизель-электрических ледокола «Москва» и «Санкт-Петербург». Эти суда стали первыми дизель-электрическими ледоколами, построенными в России за последние 30 лет.

    Всего за 150-летнюю историю предприятия здесь построено более 500 военных кораблей, подводных лодок и гражданских судов.

    В 2009 году завод приступил к стапельной сборке плавучего энергоблока «Академик Ломоносов» для первой в мире плавучей атомной электростанции. Этот проект, как и многая другая продукция Балтийского завода, не имеет аналогов в мире.

    Но такое может быть только в России: успешно действующий Балтийский завод – на грани исчезновения. Банкротство бывшего машиностроительного гиганта СССР предопределено, он может быть закрыт или перепрофилирован, - так считают не только эксперты, но и сотрудники БЗ, которым давно не выплачивают зарплату. Хотя предприятие загружено почти на 90% мощности!

    Дело в том, что Балтийский завод и Северная верфь входят в ОПК — промышленную группу, подконтрольную частному лицу - экс-сенатору от Тувы Сергею Пугачеву. В 2010 году один из столпов группы — Межпромбанк — не смог выполнить обязательства перед клиентами и лишился лицензии.

    Вопрос пока висит в воздухе. Очень узкий круг заинтересован в банкротстве Балтийского завода. Это те, кто хотел бы его снести и использовать его территорию под застройку. Сейчас цена земли на Васильевском острове под Балтийским заводом раз в шесть превышает стоимость его основных фондов. Хотят построить там элитное жильё.

    В противовес им существуют интересы государственной обороны, промышленной политики не только нашего города, но и Российской Федерации. Большинство сил направлено на то, чтобы сохранить завод. Вопрос - как сохранить? Формально, юридически БЗ пока еще принадлежит Пугачеву. А Пугачев то ли в Монако, то ли в Париже.

    Этот вопрос был задан Путину на совещании в Череповце, и он сказал, «мы не дадим обанкротить Балтийский завод»

    Северная верфь» ( «Путиловская верфь», в советские годы — завод имени А. А. Жданова)

    За многолетнюю историю на заводе было построено около 400 кораблей и судов различного назначения. Среди них около 170 кораблей для ВМФ России и СССР, оснащённых самыми современными для своего времени системами вооружения, в том числе: газотурбинные сторожевые корабли противолодочной обороны; большие противолодочные корабли; эсминцы.

    Основная номенклатура продукции завода включает боевые надводные корабли и коммерческие суда различного назначения. Верфь обладает большим опытом строительства крейсеров, эскадренных миноносцев, тральщиков, противолодочных и сторожевых кораблей. Со стапелей завода сошли научно-исследовательские и пассажирские суда, лесовозы, траулеры, контейнеровозы и ролкеры.

    Верфь располагает уникальным на Северо-западе России крытым отапливаемым эллингом с четырьмя построечными местами (стапелями), длиной 165 и шириной 19,2 м каждое, где можно вести строительство независимо от погодных условий, и спускоподъёмным комплексом в составе плавучего дока грузоподъёмностью 10 000 т и трансбордера, позволяющим спустить судно с любого стапеля. При этом возникает техническая и экономическая возможность осуществить спуск судна на воду при готовности 76 % — 80 % (против 50 % с открытого наклонного стапеля на других предприятиях) и снизить трудозатраты строительства в целом на 15 %.

    Более 75% акций "Северной верфи" принадлежали структурам бывшего сенатора Сергея Пугачева, потом были заложены Центральному банку РФ по невыплаченному кредиту Межпромбанка, а в октябре 2011г. переданы в доверительное управление Объединенной судостроительной корпорации (ОСК). Более 20% акций находится в собственности ОСК. В 2011г. чистый убыток "Северной верфи" по РСБУ составил 1,09 млрд руб., выручка - 16,5 млрд руб.

    Энергомашиностроение

    Ленинградский Металлический завод

    Ленинградский Металлический завод" был основан в 1857 году, производство паровых турбин началось в 1907 году, гидравлических – в 1924, газовых – в 1956. К настоящему моменту на ЛМЗ изготовлено более 2700 паровых и свыше 780 гидравлических турбин. С 2000 года предприятие входит в состав ОАО "Силовые машины".

    В 1930 году при заводе был создан первый в стране ВТУЗ (первый выпуск в 1932 году), ныне Санкт-Петербургский институт машиностроения.

    Сегодня ЛМЗ – крупнейшее в России энергомашиностроительное предприятие, входящее в состав ОАО "Силовые машины", и осуществляющее проектирование, изготовление и сервисное обслуживание паровых и гидравлических турбин различной мощности.

    Завод динамомашин фирмы «Сименс-Шуккерт – Завод Электросила

    Завод был основан в 1898 году на базе электротехнической фабрики, созданной в 1853 году отделением берлинского завода «Сименс-Шуккерт».

    В советский период истории предприятие выпускало генераторы для электростанций, а также оборудование для Волховской, Днепровской и Рыбинской ГЭС. Товарный знак "Электросилы" был известен во всём мире.

    С 2004 года завод Электросила входит в состав ОАО "Силовые машины". На май 2009 года владельцами «Силовых машин» были компании Highstat Limited (бенефициаром которой является Алексей Мордашов) — 65 % и Siemens — 25 %.

    Продукция завода приобретается металлургическими и горно-обогатительными комбинатами, судостроительными предприятиями, а также производителями железнодорожного транспорта.

    Завод тоже ужимается.

    Весной 2012 года в рамках проекта редевелопмента территории началась расчистка территории площадью 7 га, расположенной между главным зданием «Электросилы» (Московский пр., 139) и Варшавской улицей. По планам, здесь должны появиться жилые дома, коммерческие и торговые площади.

    «Невский литейный и механический завод Семянникова и Полетики» - Невский завод Ленина.

    1865 год - со стапелей завода сошел броненосец «Кремль» - первый броненосец отечественной постройки. Таким образом, Невский завод стал пионером современного военного судостроения в России.

    Впервые в России на территории Невского завода были сооружены два крытых металлических эллинга, в которых можно было строить сразу по 2 больших судна или 15-ти небольших судов.

    1869 год – выпуск первого паровоза.

    Всего до Октябрьской революции здесь было выпущено более 4000 паровозов и 174 судна различного назначения.

    В 20-х годах ХХ столетия завод активно включается в реализацию плана ГОЭЛРО и меняет свой профиль на энергомашиностроительный, а в 30-х, во время индустриализации, становится производителем первой в России центробежной турбомашины для подачи воздуха в доменную печь.

    До 1941 года Невским заводом было выпущено около 100 машин 19 типов. В 1952 году построена первая в Советском Союзе газовая турбина, а с 1958 начато производство газовых турбин и газоперекачивающих агрегатов для магистральных газопроводов. Это определило основной профиль деятельности завода до настоящего времени.

    В 2007 году "Невский завод" вошел в состав энергомашиностроительного холдинга ЗАО "РЭП Холдинг".

    Современная продукция экспортируется почти в 30 стран. Завод реконструирован, оснащён высокопроизводительным оборудованием.

    Как стало известно из публикаций "ДП", более 30 га территории Невского завода будет отдано под общественно-деловую и жилую застройку. Уже разработана предварительная концепция редевелопмента.

    Невский завод исторически занимал одну из самых больших территорий в квартале, располагаясь более чем на 60 га земли от Невы до ул. Седова. В 2007 году произошла реорганизация предприятия, в результате которой организация разделилась на два юрлица: ОАО "НЗЛ" и ЗАО "НЗЛ".

    Производственные мощности были отданы ЗАО "НЗЛ". Оно входит в "РЭП Холдинг", который с 2010 года подконтролен Газпромбанку. "Газпром", кстати, – основной потребитель продукции завода. ОАО "НЗЛ" владеет площадями под офисы и склады, которые находятся в южной части участка завода и на берегу Невы (сюда входит в том числе ДК "Невский"). Основным видом деятельности ОАО "НЗЛ" заявлен девелопмент.

    Завод «Я.М.Айваз» - Объединение Светлана

    1911 г. Организовано акционерное общество «Я.М. Айваз» «…для производства разного рода машин и технических изделий».

    1913 г. АО «Я.М. Айваз» приобрело патент немецкого инженера Вебера на изготовление электрических ламп накаливания с прочной вольфрамовой нитью и начало строительство нового корпуса для их выпуска.

    1914 г. На заводе акционерного общества «Я.М. Айваз» выпущена первая электрическая лампочка. На лампе отмаркирован товарный знак «Светлана». К началу первой мировой войны завод «Я.М. Айваз» - одно из крупнейших предприятий Петербурга с численностью 6000 человек.

    1937 г. На международной выставке в Париже генераторные лампы «Светланы» завоевали высший приз «Гран-при».

    1956 г. На «Светлане» впервые в СССР начат серийный выпуск германиевых транзисторов разработки московского НИИ-35. Полупроводниковая лаборатория ОКБ «Светланы» в то же время разработала и запустила в производство маломощные высокочастотные и малошумящие германиевые и кремниевые транзисторы, использованные при создании первых космических спутников.

    1972 г. В состав объединения «Светлана» вошло Ленинградское конструкторское бюро, специализировавшееся на разработке больших интегральных микросхем и изделий вычислительной техники. При сохранении традиционных направлений деятельности акцент развития объединения был перенесен на микроэлектронику.

    1997 г. Акционерное общество «Светлана» вошло в состав холдинга «Российская электроника».

    2006 г. ОАО «Светлана» совместно с ФГУП НПП «Исток» впервые в России создали и испытали прототип мощного транзистора на наногетероструктуре AlGaN/GaN на рабочую частоту до 10 ГГц с удельной мощностью 3,8 Вт/мм.

    2007 г. Созданы первые отечественные энергосберегающие полупроводниковые светильники белого света мощностью 10 Вт и 20 Вт на нитридных наногетероструктурах собственного производства.

    ОАО "Светлана" - крупнейшее в городе предприятие по количеству акционеров. Держателями акций объединения являются более 36 тыс. собственников. Самый крупный из них - холдинговая компания "Российская электроника", которая, в свою очередь, находится в составе госкорпорации "Ростехнологии", - у нее 34% акций. Самым крупным частным собственником ОАО "Светлана", согласно СПАРК, является бывший заместитель председателя правительства России Георгий Хижа, который до 1991 года занимал кресло гендиректора предприятия.

    Объем производства ОАО "Светлана" в прошлом году составил 1,9 млрд рублей. Производственная программа на этот год - 2,2 млрд рублей. Львиная доля изготавливаемой ОАО "Светлана" техники уходит на внутренний рынок. Значительную часть продукции "Светланы", в числе которой микроволновые приборы, транзисторы, мощные генераторные лампы, светодиоды, традиционно закупает Министерство обороны. Чистая прибыль по итогам 2011 года составила 83 млн 335 тыс. рублей.

    Как и у большинства промышленных предприятий Петербурга, построенных в советское время и располагающих крупными имущественными комплексами, более 40% в структуре прибыли "Светланы" составляют доходы от сдачи недвижимости в аренду.

    Объединение "Светлана", которое контролируют структуры госкорпорации "Ростехнологии", собирается оптимизировать производство в Петербурге. В результате высвободится более 40 га земли (2/3 участка, занимаемого "Светланой").

    Изменение функционального назначения участка с промышленного на жилищное увеличит его стоимость в несколько раз.

    Землю перед застройкой придется серьезно чистить. На площадке находилось гальваническое производство, обработка цветных металлов, присутствуют загрязнения 2-3-го классов опасности. Так что потребуется серьезная рекультивация. На территории много усиленных подземных сооружений, а значит, стоимость демонтажа 1 га будет составлять около $1 млн. А общая цена рекультивации составит около $2 млн за 1 га", - подсчитал коммерческий директор ГК "Размах" Сергей Ефремов.

    Судьба «Светланы» мне не безразлична. Я жил около завода, в 14 лет поступил в Электровакуумный техникум, находившийся на территории завода, получил первую специальность и производственные навыки. В этот момент происходило перевооружение завода, были построены новые современные корпуса и начато производство полупроводников. На заводе работало более 20 тыс. человек. Работа на нем считалась очень престижной.

    То, что не удалось сохранить производство в новых реалиях, несмотря даже на высокое положение бывшего Генерального директора объединения, ставшего вице-премьером в правительстве Черномырдина, свидетельствует о неконкурентоспособности на мировом уровне даже наших передовых производств. Это еще пол беды, при заинтересованности государства можно закупить лицензии и наладить современное производство, благо кадры в Петербурге есть.

    Хуже, что наметилась тенденция добивать свои заводы, и не только «Светлану», с целью извлечения личной выгоды. После нас хоть потоп. И гадаем, почему все, что летает, начало падать. И когда государство решит вложиться в собственную промышленность, то не останется промышленных площадей с развитой инфраструктурой и придется все начинать с нового болота.

    А для жителей построенных на обломках производств жилых домов не останется рабочих мест.

    Телефония

    Фабрика Эрикссон – Объединение «Красная заря»

    Первое производство телефонов развернулось в доме на 20-й линии Васильевского острова, который был взят в аренду сроком на пять лет.

    К 1900 г. петербургская мастерская Эрикссона переехала из арендованных помещений в собственное здание на Большой Сампсониевский проспект, дом 70, в строительство которого было вложено около миллиона крон.

    К 1917 г. на заводе в Санкт-Петербурге работали 3 500 рабочих — в два раза больше, чем на головном предприятии в Стокгольме. Самыми крупными заказчиками фабрики были Главное управление почт и телеграфов, Управление железных дорог, другие военные и гражданские ведомства.

    С 1922 года завод получил новое название "Красная заря". Территория его со временем расширилась, к ней были присоединены соседние участки, на которых возвели новые цеха.

    В годы Великой Отечественной войны в цехах завода «Красная Заря», эвакуированных в Москву, Уфу и Пермь, было налажено производство аппаратуры дальней связи, реле, ручных коммутаторов, больших и малых АТС, а освободившиеся мощности в Ленинграде полностью использовались для выпуска военно-полевых аппаратов и станций, а также разных видов боеприпасов для фронта.

    С 1991 года — время «реформ»: принудительное акционирование, деление на ряд самостоятельных предприятий, одно из названий завода — ЗАО «Завод Красная Заря. Системы Цифровой Связи»;

    Старый заводской корпус, отличающийся высокими художественными и инженерными достоинствами, сохранился почти без искажений. Он находится под государственной охраной.

    Выполненный по проекту выдающегося мастера "кирпичного стиля" и модерна архитектора К.К. Шмидта, корпус состоит из шестиэтажных флигелей, образующих внутренний, прямоугольный в плане, двор.

    ОАО "Невка СПб" перепрофилировало корпус под офисные цели.

    Оборонное предприятие "Красная заря" владело зданием на Кантемировской ул., 4.

    Но в 2003 г., задолжав несколько миллионов рублей по зарплате, предприятие продало с молотка 6-й и 7-й этажи общей площадью 1,5 тыс. м2. Между тем, расплатившись с коллективом, "Красная заря" влезла в новые долги: в 2006 г. предприятие не смогло расплатиться по кредиту 13 млн рублей перед Энергомашбанком.

    Сначала государство планировало погасить долги "Красной зари" за счет прямой субсидии. Но затем от этой идеи в министерстве отказались, предоставив предприятию выкручиваться самостоятельно. В результате после долгих переговоров весной 2012 г. была достигнута договоренность о продаже здания по рыночной цене. Покупателем оказался холдинг "Охта групп".

    Стороны планировали закрыть сделку в июне 2012 г. Но для них стало сюрпризом, что все имущество "Красной зари" арестовано постановлением Выборгского районного суда по ходатайству Следственного управления МВД.

    Между тем, отмечают эксперты, если сделка сорвется, у "Красной зари" будет один выход - банкротство, в котором единственным кредитором будет "Охта групп". В этом случае здание все равно будет продано с молотка, но сохранить оборонное предприятие уже не удастся.

    Российские продолжатели основателя компании Ларса Магнуса Эрикссона оказались несостоятельными.

    А компания «Эрикссон» вновь пришла на российский рынок с появлением общедоступной телефонной связи в нашей стране. И сегодня «Эрикссон» является одним из крупнейших в России поставщиков решений для связи общего пользования — более 70% междугородных и международных звонков проходят через коммутаторы «Эрикссон». Спустя 100 лет российский рынок по-прежнему остается для компании «Эрикссон» одним из основных по объёму продаж.

    ОАО «Прядильно-ниточный комбинат им С.М. Кирова»

    Не так много в России предприятий, имеющих столь долгую и славную историю, как ОАО «Прядильно-ниточный комбинат им С.М. Кирова». В октябре 1833 года на пустыре берега реки Нева была заложена Невская бумагопрядильная мануфактура. Основной продукцией Невской бумагопрядильной мануфактуры была хлопчатобумажная пряжа - однониточная и крученая.

    Успехи предприятия барона Штиглица неоднократно отмечались на самых высоких уровнях. Мануфактура была награждена серебряной медалью и дипломом Всемирной выставки в Париже, а в 1882 году отмечена дипломом Всероссийской художественно-промышленной выставки, который давал право использовать при маркировке продукции Государственный герб России.

    В 1976 году комбинат впервые в России освоил и внедрил в производство новый вид продукции – армированные нитки.

    Постепенно комбинат перепрофилировался на выпуск синтетических ниток взамен хлопчатобумажных.

    Выпускаемый ассортимент включает в себя швейные, вязальные, вышивальные нитки и пряжу. Для обеспечения безотходного производства, на комбинате организован выпуск непрофильной продукции, в числе последней – наматрацники, одеяла, подушки, чулочно-носочные изделия, веревки.

    a href="'http://"www.spbtalk.ru/redir.php?url=
    [​IMG]'" target="'_blank'">
    [​IMG]

    Но если вы спросите у Петербуржцев, что за здание на этом фото, то только старожилы скажут, что это ПНК им. Кирова. Большинство увидит в нем единый центр оформления документов, который отхватил огромный кусок от комбината.

    В России остается только оформлять бумаги, а вот одежду и товары ширпотреба будем покупать в других странах.

    Обувная фабрика «Скороход»

    Обувное предприятие, от которого фабрика ведёт свою историю, было основано 11 сентября 1882 года под названием «Товарищество Санкт-Петербургского производства механической обуви». Название «Скороход» было ему присвоено в 1910 году.

    В годы блокады Ленинграда на фабрике «Скороход» было организовано производство армейской обуви (с 1942 г.), а также выпускались пулемётные ленты и снаряды.

    В 1962 году предприятие стало головным в составе Ленинградского обувного объединения «Скороход» (в состав объединения также вошли обувные фабрики «Пролетарская победа», 1-я и 2-я, «Восход», «Заря», фабрика спортивной обуви, а также Ленинградская, Выборгская, Гатчинская, Лужская, Невельская и Череповецкая обувные фабрики).

    В середине 1990-х АО «Скороход» было крупнейшей в России обувной фабрикой. В 1998 на её основе создана «Фабрика детской обуви „Скороход"».

    В 2005—2006 фабрика включена в реестр «500 преуспевающих компании России».

    Треугольник - Красный Треугольник (завод)

    Красный Треугольник — одно из старейших промышленных предприятий Санкт-Петербурга, специализирующееся по производству резиновой продукции.

    «Треугольник» — первая в России резиновая фабрика. Свою историю отсчитывает с 1860 года, когда Фердинанд Краузкопф учредил Товарищество российско-американской резиновой мануфактуры (ТРАРМ).

    В 1918-ом завод был переименован в «Красный треугольник».

    В 1932 году завод начал производить синтетический каучук.

    В мае 2002-го решением арбитражного суда предприятие было признано банкротом. Конкурсное производство «Красного треугольника» завершилось в 2005-ом году.

    С начала 2000-х годов заводские корпуса и территория в целом находятся в плачевном состоянии: большинство помещений завода заброшены и обветшали, многие окна выбиты, внутренние дворы не убираются. Это обстоятельство делает территорию бывшего завода по производству резиновой продукции притягательной для любителей эстетики заброшенных строений.

    В настоящее время территория завода принадлежат компаниям ЗАО «Музей» и ООО ПСГ-СПБ «Красный Треугольник», в отдельных корпусах промзоны работает несколько обувных фирм, но объём выпуска резиновой обуви очень мал, многие фирмы перешли на пластики.

    Помимо промышленных организаций, некоторые помещения сдаются под офисы, особенно много на нынешнем «Красном треугольнике» студий, занимающихся звукозаписью и предоставлением помещений для репетиций музыкальным коллективам. На территории также находятся ресторан и кафе, в начале 2011 года открылся музыкальный клуб «Байконур».

    Существует проект реконструкции всей территории «Треугольника», преобразующий бывшую промзону на Обводном канале в центр андерграунда и рок-культуры (в который она фактически в некоторой степени уже превращается стихийно). Цеха по производству галош планируется переоборудовать под выставочные и концертные залы, разместить в них театры, музеи, клубы, творческие мастерские. Организаторы проекта декларируют намерение превратить депрессивный район города в центр искусств, сохранив его историческое название — «Треугольник».

    Кто же преуспевает в нашем городе?

    Среди 20 кампаний, вносящих наибольший доход в бюджет Санкт-Петербурга (25-30%), лишь одна машиностроительная - ОАО «Силовые машины»:

    ОАО "Газпром нефть"

    ОАО "Российские железные дороги"

    ОАО "Пивоваренная компания "Балтика"

    ООО "РН-Трейдинг"

    ООО "ЛУКОЙЛ-Санкт-Петербург трейд"

    ОАО "Силовые машины - ЗТЛ, ЛМЗ, Электросила, Энергомашэкспорт"

    ООО "Пивоварня Хейнекен"

    ОАО "Банк ВТБ Северо-Запад"

    ООО "Трансойл"

    ООО "Петро" (табак)

    ООО "Газпром трансгаз"

    ООО "Агроторг"

    ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга"

    ОАО "Промышленная группа "Ладога" (водка)

    ОАО "Территориальная генерирующая компания №1"

    СПб ГУП "Петербургский метрополитен"

    ОАО энергетики и электрификации "ЛЕНЭНЕРГО"

    ОАО "Мегафон"

    Северо-Западный банк Сбербанка РФ

    ООО "О`КЕЙ"

    Что дальше?

    Сегодня в Санкт-Петербурге активно развивается кластерная политика и действует четыре кластера: автомобильный, фармацевтический, судостроительный и энергомашиностроительный.

    Планируется создать еще четыре новых кластера:

    - радиологический кластер, связанный с протонной медициной и медтехникой;

    - информационный, в рамках создания которого будет подписано соглашение с корпорацией Microsoft – она откроет в Санкт-Петербурге свою площадку по IT-разработкам;

    - радиоэлектроники

    - городского хозяйства.

    Автомобильный кластер

    На территории Петербурга и Ленобласти находятся шесть автомобильных заводов: Toyota, GM, Nissan, Hyundai, Scania и Ford Sollers, а также строится завод Ё-мобилей. За первый квартал этого года заводы произвели 119 тыс. автомобилей.

    В настоящее время на действующих заводах - автопроизводителей занято более 6 тыс. человек.

    Исходя из анализа планов автопроизводителей, ожидается, что к 2018 году ежегодный объем производства автомобилей в Санкт-Петербурге должен составить не менее 1 миллиона автомобилей в год.

    Однако в любой стране реально автомобильная промышленность развивается тогда и только тогда, когда страна производит автокомпоненты.

    С учетом стоимостного объема производства легковых автомобилей в регионе к 2012 году в размере около 10 млрд. Евро рынок локализованных автокомпонентов должен составить 3-4 млрд. Евро.

    Упомянутые выше 6 автосборочных заводов располагаются на 3-х производственных площадках в разных частях города и пригородной зоны, которые, однако, объединяются современной многополосной городской кольцевой автомагистралью. В этой связи часть производства комплектующих целесообразно разместить в непосредственной территориальной близости от автосборочных заводов, а остальных производителей автокомпонентов - в отдельном индустриальном мегапарке, расположенном в непосредственной близости к кольцевой автомагистрали.

    Объем инвестиций в здания и сооружения всех индустриальных парков для производителей автокомпонентов составит 450-560 млн. Евро. Объем инвестиций в инфраструктуру индустриальных парков составит 57-72 млн. Евро.

    Кластер фармацевтической и медицинской

    Кластер фармацевтической и медицинской промышленности в Санкт-Петербурге создан в 2010 в целях эффективного решения одной из приоритетных задач городского Правительства по развитию фармацевтической и медицинской промышленности и сферы биотехнологий. На сегодняшний день инициированы инвестиционные проекты по созданию лабораторных комплексов и фармацевтических производств с общим объемом инвестиций более 29 млрд. рублей.

    Судостроительный кластер

    К предпосылкам формирования кластера могут быть отнесены не только богатая история развития судостроения, но также и представленность всех звеньев цепи создания стоимости, в том числе размещение здесь крупных научно-исследовательских институтов и вузов, развитый рынок труда, географическое расположение и проч.

    Одним из этапов на пути формирования эффективного кластера стало подписание соглашения о взаимном сотрудничестве между Санкт-Петербургом и ОАО "Объединенная судостроительная корпорация" по созданию кластера судостроения в Санкт-Петербурге.

    Главным инфраструктурным проектом в рамках будущего кластера в ближайшие годы станет создание новой производственной площадки на острове Котлин (Кронштадт).

    Энергомашиностроительный кластер

    Основные профильные заводы и институты Петербурга уже объединены в концерн «Силовые машины», который занимает большую, но не всю долю кластера. Есть и другие компании – Ижорский завод, Невский машиностроительный завод, которые смогут поддержать баланс сил, и средние предприятия, такие как „Киров-Энергомаш", Пролетарский завод и др., которые нужны для изготовления средних элементов, узлов и нестандартных изделий.

    Кластеры, кластеры.

    Слово то какое, звучит как заклинание. Написано много статей. Приведу короткую справку

    Кластеры – это объединения бизнес субъектов, функционирующих в пределах четко очерченных территориальных образований.

    Сущность понятия «кластер» состоит в объединении отдельных элементов (составных частиц) в единое целое для выполнения определенной функции или реализации определенной цели.

    Объединяя одновременно конкуренцию и сотрудничество, кластеры имеют значительные преимущества в конкурентной борьбе.

    Организации, которые объединяются в кластеры, получают преимущества за счет роста качества рабочей силы, исследований и более скорых изменений в технологии. Кроме того, положительный эффект дает удешевление первичных факторов производства из-за более эффективного использования новинок и роста производительности за счет обмена идеями между участниками кластера и широкого выбора (быстрого набора) кадров для организаций с открытыми вакансиями.

    Специализация и кооперация, которые происходят в кластерах, обеспечивают деление рынка на сегменты и цивилизованную специализацию предпринимательской деятельности, что уменьшает транспортные затраты, обеспечивает рациональное разделение труда, обмен знаниями, технологиями, квалифицированной рабочей силой.

    Важно подчеркнуть, что участники кластеров получают многочисленные преимущества именно от объединения и сотрудничества, не теряя при этом своей самостоятельности.

    Для создания кластера как жизнеспособной, самодостаточной, успешной и эффективной организации необходимо наличие шести основных условий (6 и):

    Инициатива, инновации, информация, инвестиции, интеграция, интерес.

    Прямо звучит, как сказка. Нанотехнологии, дубль два.

    А кто участники? Да те же музыканты - концерны, заводы, институты, фирмы. Они и так взаимодействуют друг с другом на всех уровнях, а сейчас им предлагают сесть по-другому.

    Кстати, Кластер (музыка) — многозвучие, дающее или сплошное заполнение акустического пространства, или образование шума. На фортепиано кластеры получаются с помощью нажатия кулаком, ладонью или локтем на клавиатуру.

    Вспоминается Хрущев – он тоже пытался организовать отраслевые объединения - совнархозы.

    Мечты, мечты.

    И я размечтался.

    Ведь где то, говорят, кластеры дают эффект.

    Но задумался.

    Ведь это где то. А мы то в России.

    Правда, у открытого окна в Европу.
     
    Последнее редактирование модератором: 26 май 2013
  2. петербуржец

    петербуржец Пользователи

    Регистрация:
    05.07.2011
    Сообщения:
    11.990
    Симпатии:
    290
    Адрес:
    санкт-петербург
    Старейшее предприятие города- это Адмиралтейские верфи, 1704 год..

    На тему адмиралтейских много чего вокруг названо: Адмиралтейство, Адмиралтейский район, Адмиралтейский канал, итд.. Другое дело, что крупный завод в самом центре города на берегу Невы мешает созданию там кафе, магазинов , парков и прочего, и актуален перенос предприятия из центра на окраины города , или в пригороды, в Кронштадт.. Да и вроде говорилось в инете о переводе верфей в Кронштадт..

    Да и вообще, визитная карточка Петербурга в мире- это не заводы города, а туризм, музеи и прочее..
     
  3. andrew23

    andrew23 New Member

    Регистрация:
    02.12.2015
    Сообщения:
    2
    Симпатии:
    0

Предыдущие темы