Можно ли принимать теорию эволюции и верить в Бога?

Тема в разделе "Форум о религиях", создана пользователем Mistic, 28 сен 2007.

  1. Mistic

    Mistic Пользователи

    Регистрация:
    24.09.2007
    Сообщения:
    12
    Симпатии:
    0
    Привет!

    Меня зовут Елена, и мне бы хотелось поделиться с вами некоторыми размышлениями.

    Главный вопрос, на который я хочу предложить подумать: возможно ли сочетать веру в Бога с принятием теории эволюционного развития в природе и в обществе?

    Все мы знаем теорию эволюции, нас обучали этой теории и в школе, и в институте.

    Некоторым верующим кажется, что она несовместима с верой в Бога.

    И довольно многим неверующим или скептикам по-прежнему кажется, что эта теория опровергает веру в Бога. С моей точки зрения, ни первые, ни вторые неправы.

    Поясню свою точку зрения.

    Библия писалась очень давно, и писали её люди с совершенно иным типом мышления и мировосприятия, чем мы сейчас. Бог открывал этим людям некоторые важные идеи, но как выразить эти идеи, каким языком, при помощи каких образов, - это решали они сами. Потому что наш Бог не сделал людей марионетками или запрограммированными роботами, но создал нас творческими личностями. И те авторы, которые писали книги Библии, были творческими личностями и одновременно были детьми своей эпохи и писали языком своего времени.

    О какой теории эволюции тогда могла идти речь? Тем не менее, мы видим в Библии ту же последовательность возникновения мира и жизни, что и принята в теории эволюции.

    В книге Бытия описано, что «в начале Бог сотворил небо и землю», то есть космос. Затем на земле появляется растительность, и в воде – первые живые существа:

    «И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя [по роду и по подобию ее, и] дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле. И стало так. И произвела земля зелень, траву, сеющую семя по роду [и по подобию] ее, и дерево [плодовитое], приносящее плод, в котором семя его по роду его [на земле]. И увидел Бог, что это хорошо.И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землею, по тверди небесной. [И стало так.] И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их, и всякую птицу пернатую по роду ее. И увидел Бог, что это хорошо

    Мы знаем из теории эволюции, что жизнь произошла из воды. Причём Библия говорит: «да произведёт вода…», то есть не из пустоты Бог творит живые существа, а из воды – вода является материалом, который производит жизнь.

    Затем появляются живые существа на земле:

    «И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их. И стало так. И создал Бог зверей земных по роду их, и скот по роду его, и всех гадов земных по роду их

    И опять Бог говорит: «да произведёт земля», то есть снова не из пустоты появляются животные, а из материи – из земли.

    И, наконец, в самую последнюю очередь появляется человек – как венец творения – существо, обладающее разумом «по образу и по подобию Божию».

    «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему».

    При этом во 2 главе Бытия описаны подробности сотворения человека:

    «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою

    Человек творится тоже не из пустоты, а из «праха земного», то есть из материи. Тем самым Библия допускает веру в эволюцию человеческого тела – оно может проходить путь эволюции до сотворения человека. А «прах земной» вполне может подразумевать происхождение человека от обезьяны. И я с удивлением узнала, что святой Серафим Саровский, вероятно, вне зависимости от теории эволюции, писал: "До того, как Бог вдунул в Адама душу, он был подобен животному". И известный русский подвижник епископ Феофан писал: "Было животное в образе человека, с душою животного. Потом Бог вдунул в него дух Свой - и из животного стал человек"

    Таким образом, «образ и подобие Божие» связан прежде всего с разумной душой человека, которая родилась при содействии Духа Божия, в отличие от тела, которое произошло «из праха».

    Не секрет сейчас для нас, что тело человека устроено по тому же принципу, что и тела животных, и что в утробе матери мы действительно проходим эволюцию развития, подобно животным.

    Размышляя на эту тему, я нашла для себя простое объяснение «механизма» эволюции материального мира. Я вспомнила начало Евангелия Иоанна, где сказано «В начале было слово, и слово было у Бога и слово было Бог. Всё через Него начало быть».

    Дело в том, что «Слово» по-гречески – это «Логос», а «Логос» - это философское понятие, которое означало у греков как Замысел или Разум Бога, так и Закономерность.

    Это понятие древнегречеких философов было заимствовано авторами Нового Завета (особенно, Иоанном), чтобы показать Божественную природу Христа. Это Христос назван «Логосом», который «Стал плотью».

    Но для понимания эволюционного развития важно, что «Логос» - «Замысел Бога» и «Закономерность» мироздания, - является Тем, посредством чего Бог творит мир и человека. Таким образом, совмещая Библию и древнегреческую философию, можно придти к выводу, что Бог совершает эволюционное развитие во вселенной и в истории человечества посредством Замысла, который проявляется в так называемых «естественных» законах. Материя не сама по себе развивается, а благодаря вложенным Богом закономерностям.

    Та же самая логика применима и к историческому развитию человечества и истории духовного развития людей. Если внимательно читать Библию, то становится понятно, что людям открываются духовные истины не мгновенно, а постепенно - по мере их духовного развития. А это развитие, опять-таки, можно понимать как результат действия так называемых «естественных» законов.

    И, наконец, сама Библия, согласно научным исследованиям, проходит эволюционное развитие – от древних устных преданий до первых письменных фиксаций и затем – синтеза различных духовных традиций в одно целое.

    Если отбросить идею Божественного Замысла, то нетрудно после всего этого сделаться материалистом. Но вот вопрос: с какой стати материя и общество должны развиваться сами по себе? Ведь из законов физики известно, что материя стремится к саморазрушению – к энтропии. И таким образом, развитие материи противоестественно, а не естественно.

    Иначе говоря, распад от сложного к простому более естественен для материи, чем развитие от простого к сложному. Но если мы вспомним идею древних греков о Божественном Логосе (смысле, замысле, закономерности), то противоречие устраняется. В этом случае материя и общество не сами по себе развиваются от простого к сложному, а в соответствии с Замыслом Бога, или Закономерностью.

    Таким образом, мы избегаем примитивной трактовки сотворения мира и человека, которая нередко вызывает скепсис у воспитанных в науке учёных. И при этом мы не оказываемся пленниками материалистических учений, где вообще нет места для веры в Бога. Мы можем свободно совместить и идеи эволюционного развития, и веру в Творца мира и Промысел Божий.

    Более подробно и детально я постаралась объяснить это в своей статье «Логос – источник духовного развития человечества».

    В этой статье я даю сжатое изложение (но гораздо подробнее, чем тут) научных данных об истории и жанрах Библии, принятых в современной библеистике. Статья занимает объём около 12 страниц и поэтому привести её здесь целиком невозможно.

    Желающие могут прочитать её в (Зарегистрируйтесь или Авторизуйтесь) нашего сайта.

    Статья делится на разделы:

    Концепция мифа (о современном понятии мифа)

    История библейских книг (о постепенном развитии библейских текстов на основе разных источников, происходящих из древних преданий)

    Духовный возраст и Божественная педагогика (о том, что Бог открывается человеку в меру его духовного развития)

    Ветхий Завет и Учение Христа (они не противопоставляются, но Новый Завет является углублением Ветхого)

    Греческое представление о Логосе и Новый Завет (о том, что авторы Нового Завета, говоря о Божественной природе Христа, заимствуют греческое представление о Логосе)

    Логос во вселенной и в истории человечества (о том, что Бог действует через естественные законы и силы природы)

    Духовное созревание мира и человека (о постепенном духовном развитии человечества, против буквализма в понимании Библии)

    Понятие литературного жанра (о том, что многие чудеса Ветхого Завета должны пониматься не буквально, а в контексте определённого литературного жанра)

    Я буду очень признательна, если вы оставите свой отклик и соображения на мои размышления и статью.
     
  2. corochoone

    corochoone Пользователи

    Регистрация:
    12.04.2007
    Сообщения:
    1.966
    Симпатии:
    2
    Не вижу никакого противоречия в наличии теории эволюции и вере в Бога. Я всё уже описал в своей теме "Рассуждения агностика о религии" в самом первом посте.
     
  3. Eldan

    Eldan Я - это Я - это Я!

    Регистрация:
    11.01.2007
    Сообщения:
    972
    Симпатии:
    0
    С основной идей (ответ "да") согласен. Сам пост принимается в качестве "имхо".

    Но вот резко бросилось в глаза:

    Почему многие, а не все? И почему только Ветхого Завета, а не Библии в целом?
     
    Последнее редактирование модератором: 28 сен 2007
  4. Параскева

    Параскева Пользователи

    Регистрация:
    10.06.2007
    Сообщения:
    2.279
    Симпатии:
    2
    Теория эволюции не протеворечит Библии, а дополняет.

    Эта тема поднималась ранее здесь же, посмотрите.
     
  5. Isabel

    Isabel Великая Наглая Мымра

    Регистрация:
    12.09.2007
    Сообщения:
    577
    Симпатии:
    0
    Угу, именно, помнится, у меня это тоже сквозило где-то выше.

    Но кстати могу пояснить, почему именно Ветхого Завета.

    Потому что вся Священная История изолжена там. Цель Нового Завета - не в описании мироустройства, а в том, чтобы дать задел "на будущее".
     
  6. Параскева

    Параскева Пользователи

    Регистрация:
    10.06.2007
    Сообщения:
    2.279
    Симпатии:
    2
    Возможно я опять немного удивлю - но и до Завета были и книги и цивилизации.

    Некоторые описания из Ветхого Завета встречаются и ранее (намного) еще до шумерской цивилизации.

    И уж до Талмуда тем более (но описаны и в Талмуде, только опять таки уже "несколько "испорченный телефон". что нисколько не умаляет ценности этих книг, а совсем наоборот)
     
  7. Isabel

    Isabel Великая Наглая Мымра

    Регистрация:
    12.09.2007
    Сообщения:
    577
    Симпатии:
    0
    Параскева, я намеренно не упоминаю об этом - потому что у людей возникает претензия: "Всё это неверно, потому что существует только Библия, а всё остальное - это лжеучения и заблуждения".

    Если приводить православному христианину, к примеру, "Кодзики", он может и возмутиться.
     
  8. Eldan

    Eldan Я - это Я - это Я!

    Регистрация:
    11.01.2007
    Сообщения:
    972
    Симпатии:
    0
    2 Isabel:

    Т.е. ветхий завет мы считаем вымыслом, художественной литературой, а новый - документалистикой? В корне не соглашусь с такой дискриминацией...
     
  9. Isabel

    Isabel Великая Наглая Мымра

    Регистрация:
    12.09.2007
    Сообщения:
    577
    Симпатии:
    0
    Мной этого не сказано.

    Речь о другом совершенно: Ветхий Завет содержит всю христианскую Священную Историю, как таковую, а Новый Завет - в основном уложения о том, как надо жить, и жизнеописание Христа, апостолов и прогноз будущего. По Новому Завету если что и можно анализировать, так это будущее Земли, в то время, как по Ветхому - прошлое. Причём, анализируют все, кому не лень, и как не лень.

    Ни то, ни то не является удожественной литературой. Я не помню, к какому разделу литературы относятся священные книги.
     
  10. Параскева

    Параскева Пользователи

    Регистрация:
    10.06.2007
    Сообщения:
    2.279
    Симпатии:
    2
    Позволю себе уточнить - Всю дохристианскую историю с пророчествами о грядущем Мессии.
     
  11. Isabel

    Isabel Великая Наглая Мымра

    Регистрация:
    12.09.2007
    Сообщения:
    577
    Симпатии:
    0
    Да, конечно. Моя неточность.

    Кроме того, и доисламскую - потому как в Коране сказано, прежде чем браться за Коран, прочтите Тору, Библию и Евангелия, то есть, историю.
     
  12. мыслитель

    мыслитель Пользователи

    Регистрация:
    08.08.2007
    Сообщения:
    2.004
    Симпатии:
    5
    Прогресс движется вперёд, но от этого закон всемирного тяготения. не нарушился. Бог сотворивший всё видимое и невидимое, дал всему сущему законы, которые неизмены. Кроме физический законов. Бог через Моисея показал десять заповедей, то есть дал нравственный закон, исполнение которого ведёт ко благу а не исполнение ведёт в краху. и прогресс и эволюция здесь не причём. Что человек живущий в пещере не должен убивать ближнего и подобного себе. и что человек живущий в небоскрёбах. Что человек живущий четыре тысячи лет назад не должен завидовать ближнему, что человек живущий сегодня. Ничего не изменяется. Потому что это закон. Как закон всемирного тяготения не может измениться, так и эти десять заповедей будут вечны. в христианстве к ним добалвенны ещё более глубокие заповеди, помните нагорнуб проповедь Христа? Это заповеди блаженства.
     
  13. Isabel

    Isabel Великая Наглая Мымра

    Регистрация:
    12.09.2007
    Сообщения:
    577
    Симпатии:
    0
    Мыслитель, ну это-то Вы к чему?!

    Вы не верите в эволюцию? Вы не верите, что эволюция - это ход выполнения замысла Всевышнего? Ну так и скажите.

    Но, пожалуйста, не надо сюда присоединять заповеди блаженства - к теме они не имеют ни малейшего отношения.

    Всему своё место и время!
     
  14. мыслитель

    мыслитель Пользователи

    Регистрация:
    08.08.2007
    Сообщения:
    2.004
    Симпатии:
    5
    я не верю в теорию Дарвина,

    а вот эволюция расскройте смысл этого слова, может и верю. В то, что очевидно я верю. [​IMG]

    Хотя с другой стороны, как был виноград или маслины две тысячи лет, назад так ими и остались [​IMG]

    Да и у человека вроде пятая нога не отросла :)
     
  15. Mistic

    Mistic Пользователи

    Регистрация:
    24.09.2007
    Сообщения:
    12
    Симпатии:
    0
    По той простой причине, что книги Ветхого Завета писались намного позднее, чем описанные в них события. Доказано, что не во время Моисея, а гораздо позднее было написано Пятикнижие.

    А до написания книг были только устные предания.

    Следовательно, скептик имеет полное право усомниться в буквальной историчности событий.

    Однако моя точка зрения - не в том, чтобы отрицать всё в Ветхом Завете. Я уверена, что за описанными событиями имеется некоторое историческое ядро, но лишь обёрнутое в приукрашенную и преувеличенную оболочку.

    Что касается Нового Завета, то ситуация прямо противоположна: устное предание тоже имело место, но срок его передачи до отображения в книгах был далеко не столь долгим в сравнении с Ветхим Заветом.

    Следовательно, есть основания доверять повествованиям Нового Завета.

    Конечно, если вы вообще категорически не верите в возможность чудес, то никакие сроки вас не убедят. Но я не в такой степени скептик, чтобы отрицать возможность чуда как такового.

    Правда, я понимаю чудо как событие, которые люди не в состоянии объяснить.
     
  16. Mistic

    Mistic Пользователи

    Регистрация:
    24.09.2007
    Сообщения:
    12
    Симпатии:
    0
    Ещё нашла материал в Википедии про разные понимания творения мира. Кому это интересно, то посмотрите: (Зарегистрируйтесь или Авторизуйтесь)

    Приведённый мною вариант относится к эволюционному креационизму.
     
  17. Corvin

    Corvin Срочно требуется пара крыльев, можно б/у

    Регистрация:
    13.03.2007
    Сообщения:
    1.069
    Симпатии:
    1
    Адрес:
    Санкт-Петербург
    Вы, наверное, оговорились. [​IMG] Ветхий Завет содержит иудейскую Священную Историю, но никак не христианскую. В него входят 22 священные книги (несколько особняком идут Плач Иеремии, книги Варуха, Товита, Иудифи, Премудрости Соломона, Премудрости Иисуса (сына Сирахова), 2 и 3 книги Ездры, три книги Маккавейские). Все эти книги можно разделить на 4 категории:

    - Исторические;

    - Законоположительные, составляющие основу Ветхого Завета;

    - Содержащие учение о благочестии (учительные книги);

    - Пророческие.

    Книг Нового Завета 27. Законоположительными, составляющими основу Нового Завета, считаются 4 книги Евангелистов. Исторической считается книга Деяний Святых Апостолов. Учительных книг насчитывают 21 (перечислять не буду - слишком долго). А вот пророческих книг в Новом Завете всего... одна: Откровение Иоанна Богослова, в котором из всего "прогноза будущего" есть один Апокалипсис.

    Дело в том, что никто в точности не знает, сколько времени передавался Ветхий Завет в устной форме. Аналогия существует и с Новым Заветом. Самым ранним периодом записи Нового Завета на бумагу некоторые специалисты называют второй половиной 1 века по Рождеству Христову. Но эта дата многими ставится под сомнение. Самый реальный срок появления записанного Нового Завета указывается от III века до IV и даже V века.

    А вот доверять, думаю, можно не всему. Хотя бы по той причине, что Новый Завет переписывался тысячи раз, переводился с языка на язык и за всю историю были факты не соответствия уже переписанных книг первоисточникам (вспомним хотя бы мытарства Максима Грека).

    Кроме этого, мне не шибко нравится, когда собирается кучка особых лиц и путём голосования решает, какие книги надо включать в сборник, какие оставить как апокрифические, а какие - выкинуть за ненадобностью и назвать их еретическими. Причём это всё делается спустя столетия после смерти всех первых действующих лиц!
     

Предыдущие темы