Мотив жажды в сказках Толкование сказок

Тема в разделе "Мистический форум", создана пользователем Ирина Р., 2 окт 2013.

  1. Ирина Р.

    Ирина Р. Пользователи

    Регистрация:
    01.10.2013
    Сообщения:
    22
    Симпатии:
    1
    Хочу предложить свой текст о сказках. Мне интересны все мнения по поводу этого текста.

    Духовной жаждою томим...

    Сказочных героев жажда застает неожиданно. Она связана с водой, а вода в сказках бывает живая и мертвая. Мертвую воду ищут, чтобы срастить изрубленное тело героя, а живая вода возвращает его к жизни, вода - символ жизни, её энергии.

    В сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» уставший ребенок хочет испить воды из коровьего, лошадиного и козлиного копытца, но сестра запрещает. Иванушка не выдерживает и становится козленочком. Бафомет, демон жажды и «порождения мудрости», изображен Э.Леви в виде существа с головой козла. Иванушка не выдержал искушения жаждой именно перед его копытом. Утоление жажды и есть приобщение к мудрости, поэтому братец Иванушка узнает, где искать сестру: Аленушка в омуте.

    Еще один сказочный герой попадает в беду, потому что сильно захотелось пить. Жажда застает старого царя из сказки «Марья Моревна» в пути, когда он возвращался из похода: «и напала на него жажда великая; что ни дать, только бы воды испить! Осмотрелся кругом и видит невдалеке большое озеро; подъехал к озеру, слез с коня, прилег на брюхо и давай глотать студеную воду. Пьет и не чует беды; а царь морской ухватил его за бороду.

    - Пусти! — просит царь.

    - Не пущу, не смей пить без моего ведома!—

    - Какой хочешь возьми откуп — только отпусти!—

    - Давай то, чего дома не знаешь.—

    Царь подумал-подумал — чего он дома не знает? Кажись, все знает, все ему ведомо, — и согласился».

    Современные ученые бы сказали, что чрезмерная или недостаточная стимуляция психофизического развития человека в оральной фазе «может привести к дальнейшей пассивности человека и проявиться в адаптационных способах, связанных с демонстрацией беспомощности, излишней доверчивости, избалованности и в поиске постоянного одобрения» (Вики). Мы видим, что таким поведением отличаются все герои сказок, которых одолела жажда: они не могут противостоять ей, ведут себя как беспомощные и избалованные дети.

    В сказках жажда осуществляет предназначенную ей функцию, на которую указал В.Я.Пропп в работах о морфологии сказки. Это завязка сказки, в которой содержится запрет и его нарушение. Во втором примере (сказка "Марья Моревна") о запрете не сказано, а нарушение случилось. Сказка явно пропускает какой-то неписаный, но всем известный закон. Какой же? По аналогии с первым примером, ясно, что нарушен запрет на утоление жажды. Что же ждет героя, нарушившего запрет? Конечно, наказание. Неужели за то, что хочется пить, надо наказывать? Сказка однозначно говорит: надо.

    Если мы обратимся к значению слова жажда, то увидим, что в речи существует немало выражений с этим словом: жажда жизни и смерти, жажда любви, жажда смысла. Человеку смертельно хочется любви, знаний, жизни. Этимологический словарь Крылова сообщает, что корень «жд» «выявляет неожиданное родство слов «ждать, годить, год, погода». Болгарское жеда – "жажда" свидетельствует о родстве этого существительного с прилагательным жадный.

    Итак, герой, который не может ждать, инфантилен, он проявляет жадность. Как понять утоление жажды, попустительство своей жажде? Это сговор со злом. Инфантильный Иванушка не может противостоять злу и попался в его сети. Старый царь, которого за бороду схватил Морской царь, идет на сговор сознательно. Видимо, пословица об этом и говорит: седина в бороду – бес в ребро. Наказание тяжкое: отец расплатится за свое спасение сыном и будущим своего рода и царства.

    Но сказки всегда хорошо заканчиваются, а герои и слушатели сказки получают мудрость опыта. Он в том, чтобы научиться пережидать трудные моменты, не жадничать, не утолять, даже вполне естественную, жажду бездумно и где ни попадя.

    Но мудрые сказки рассказывают и том, что зло тоже, оказывается, испытывает жажду.

    Функция жажды снова в завязке приключения, но теперь её испытывает зло.

    В сказке «Морской царь и Василиса Премудрая» Ивану-царевичу запрещено входить в чулан. Он нарушил запрет и напоил Кощея 12 ведрами воды, освободив зло. Видимо, это была тень Марьи Моревны, которую она сумела обуздать и посадить в чулан. Она Моревна по батюшке, а мор - это смерть. Аналитическая психология говорит в данном случае о том, что эго приходится бороться за освобождение своей анимы, т.е. души.

    В сказке «Иван-царевич и Марфа-царевна» та же ситуация: «У одного царя много лет содержался мужичок руки железны, голова чугунна, сам медный, хитрец был, важный человек. Сын царя Иван-царевич был маленький, ходил мимо тюрьмы. Этот старик подкликал его к себе и взмолился ему: «Дай, пожалуйста, Иван-царевич, напиться!» Иван-царевич ещё ничего не знал — был маленький, почерпнул воды и подал ему: старика с этого в тюрьме не стало, ушёл». Вода как энергия жизни передается в мир смерти, зло приходит на землю, и героя прогоняют из дома. Пройдя многие трудности и испытания, одержав победу над злом, герой получает мудрость опыта.

    Интересно, что сказке не важно, кто испытывает жажду. Нарушение запрета на утоление жажды все равно несет наказание главному герою. Почему? Оказывается , в этом правда мифа: вода - метафора бессознательного, приобщаться к нему - опасно для сознания.
     
    1 человеку нравится это.
  2. Умная

    Умная песукарху курлата

    Регистрация:
    04.07.2010
    Сообщения:
    17.151
    Симпатии:
    6.573
    Ирина, а что хотите-то?

    Я только поняла, что у вас словесная жажда.
     
  3. Ирина Р.

    Ирина Р. Пользователи

    Регистрация:
    01.10.2013
    Сообщения:
    22
    Симпатии:
    1
    Умная, мы все тут жаждем. Иначе - не было бы форума. А про текст что скажете?
     
  4. Умная

    Умная песукарху курлата

    Регистрация:
    04.07.2010
    Сообщения:
    17.151
    Симпатии:
    6.573
    Да? О, как! (задумалась)

    Текст ваш? Вы - психолог?
     
  5. Ирина Р.

    Ирина Р. Пользователи

    Регистрация:
    01.10.2013
    Сообщения:
    22
    Симпатии:
    1
    Вы любите сказки?
     
  6. Умная

    Умная песукарху курлата

    Регистрация:
    04.07.2010
    Сообщения:
    17.151
    Симпатии:
    6.573
    Хм... еврейский стиль общения... ладно...

    Я люблю истории. И слушать. И сама рассказывать. В детстве обожала читать про всякие приключения, особенно морские, фантастику. В принципе, приключения и фантастика тоже сказки.
     
  7. Ирина Р.

    Ирина Р. Пользователи

    Регистрация:
    01.10.2013
    Сообщения:
    22
    Симпатии:
    1
    Ждала, ждала... :boredom:
     
  8. Умная

    Умная песукарху курлата

    Регистрация:
    04.07.2010
    Сообщения:
    17.151
    Симпатии:
    6.573
    Это форум, не чат.

    Так, помимо словесной жажды еще и нетерпеливость... временнАя жадность...
     
  9. Ирина Р.

    Ирина Р. Пользователи

    Регистрация:
    01.10.2013
    Сообщения:
    22
    Симпатии:
    1
    Ждала, ждала... [​IMG]

    Вот и я люблю сказки, в них много символов, мне интересно. :)
     
  10. Умная

    Умная песукарху курлата

    Регистрация:
    04.07.2010
    Сообщения:
    17.151
    Симпатии:
    6.573
    Так текст ваш?
     
  11. Ирина Р.

    Ирина Р. Пользователи

    Регистрация:
    01.10.2013
    Сообщения:
    22
    Симпатии:
    1
    Мой. Узнали?
     
  12. Умная

    Умная песукарху курлата

    Регистрация:
    04.07.2010
    Сообщения:
    17.151
    Симпатии:
    6.573
    Нет. Я не знаю ни вас, ни этот текст.

    Просто думала, как его критиковать. Если был бы не ваш, расписала бы критику сразу.

    А раз ваш, то критиковать не буду. Только, если вы лично попросите.
     
  13. Ирина Р.

    Ирина Р. Пользователи

    Регистрация:
    01.10.2013
    Сообщения:
    22
    Симпатии:
    1
    Конечно, критикуйте, для этого и пришла. Нужен непредвзятый взгляд, мнение Другого.

    Ухожу, пока.
     
    Последнее редактирование модератором: 2 окт 2013
  14. Умная

    Умная песукарху курлата

    Регистрация:
    04.07.2010
    Сообщения:
    17.151
    Симпатии:
    6.573
    Хорошо. Распишу, но не сейчас. Сейчас занята.
     
  15. Микрон

    Микрон Пользователи

    Регистрация:
    15.10.2009
    Сообщения:
    4.601
    Симпатии:
    392
    Девочка и Фрейд

    Жила-была одна девочка и её всё время мучила жажда. На первой стадии развития сексуальности - анально-садистской - она была ещё очень маленькая и это было не слишком заметно, да и она не осознавала своей жажды. Впрочем, ей очень нравилось процесс мытья, бабушка так и говорила: Ой ты рыбонька моя, ненаглядная, и до чего ж она любит чистенькую водичку.

    На второй стадии - орально-каннибалистской - она всё время что-нибудь жидкое держала возле рта: рожок, бутылку, чашку, рюмку... Но не подумайте ничего плохого - рюмка была наполнена каплями Датского Короля. И так её обуревала жажда в этот период, что она наполняла губку водой и выжимала её, себе в рот. Однажды вода была мыльная и девочку пронесло, но черничный чай всё уладил.

    На третьей стадии - генитальной - она уже была большая и снова полюбила мыться. Уже сама, без бабушки. И чего только она ни изобретала... И всё хорошо кончалось. Но сказка есть сказка и не обо всём можно в этом жанре писать.

    И вот однажды, а девочка была уже большой девушкой и школу окончила, такая немыслимая жажда обуяла её, что решила она поступить на работу на пароход, в банно-прачечный блок. Взяли её с удовольствием - молодая, красивая, жизнь моряков украшала бы в дальних походах за контрабандой. Дали её форму матросскую, определили каюту отдельную вместе с коком (поварихой в смысле) и пошли в рейс на остров Тристан д'Акунья.

    Продолжение м.б. последует. Но в конце будет формирование у неё четвёртой, доселе не определённой наукой, фазы сексуальности.
     
    Последнее редактирование модератором: 2 окт 2013
  16. Торнада

    Торнада Пользователи

    Регистрация:
    21.04.2010
    Сообщения:
    1.122
    Симпатии:
    675
    Так а зачем критиковать? Я вот сразу пугаюсь. [​IMG] Лучше сказать... рецензировать. [​IMG]

    Сказки далеко не всегда хорошо заканчиваются. :cray:
     
    Последнее редактирование модератором: 2 окт 2013
  17. alex_leto

    alex_leto Пользователи

    Регистрация:
    08.01.2007
    Сообщения:
    150
    Симпатии:
    7
    Адрес:
    SPb
    Увы. Напоминает школьный реферат. Увы.
     
  18. lawalina

    lawalina New Member

    Регистрация:
    02.10.2013
    Сообщения:
    6
    Симпатии:
    0
    Как по мне так сказочка необычная)
     
  19. nesha

    nesha Пользователи

    Регистрация:
    04.06.2007
    Сообщения:
    21.725
    Симпатии:
    2.949
    да??? а мне показалось - наоборот...
     
    Последнее редактирование модератором: 2 окт 2013
  20. Ирина Р.

    Ирина Р. Пользователи

    Регистрация:
    01.10.2013
    Сообщения:
    22
    Симпатии:
    1
    Умная, а где же критика-то? Интересно просто, что критиковать будете. Сказки есть, они народные, их не покритикуешь. Жажда в них есть, аллегория жажды есть, в моем тексте вывод тоже есть: владеть собой надо, а не пить все и везде. Эх, а еще Умная!

    Микрон, спасибо за сказочку, особенно мило звучит тема о сексуальности старушки, в которую уже въезжает ваша девочка из сказки. А чем вызван такой, более чем странный, интерес? Анализируете свою бабушку? Просто позавидуешь ей, такое внимание - редкая и похвальная вещь для молодого человека в наше время.
     
    Последнее редактирование модератором: 4 окт 2013

Предыдущие темы