Скрыть объявление
Здравствуй, дорогой посетитель!

Рады вашему визиту на Форум Санкт-Петербурга.

Для удобства чтения форума, общения и новых знакомств приглашаем вас зарегистрироваться и присоединиться к нашей компании.

После регистрации ждем вас в теме для новичков форума - зайдите, поздоровайтесь и расскажите немного о себе :)

Хорошего вам дня!

Мотив жажды в сказках Толкование сказок

Тема в разделе "Непознанное", создана пользователем Ирина Р., 2 окт 2013.


  1. Ирина Р.

    Ирина Р. Пользователи

    Регистрация:
    01.10.2013
    Сообщения:
    22
    Симпатии:
    1
    Хочу предложить свой текст о сказках. Мне интересны все мнения по поводу этого текста.

    Духовной жаждою томим...

    Сказочных героев жажда застает неожиданно. Она связана с водой, а вода в сказках бывает живая и мертвая. Мертвую воду ищут, чтобы срастить изрубленное тело героя, а живая вода возвращает его к жизни, вода - символ жизни, её энергии.

    В сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» уставший ребенок хочет испить воды из коровьего, лошадиного и козлиного копытца, но сестра запрещает. Иванушка не выдерживает и становится козленочком. Бафомет, демон жажды и «порождения мудрости», изображен Э.Леви в виде существа с головой козла. Иванушка не выдержал искушения жаждой именно перед его копытом. Утоление жажды и есть приобщение к мудрости, поэтому братец Иванушка узнает, где искать сестру: Аленушка в омуте.

    Еще один сказочный герой попадает в беду, потому что сильно захотелось пить. Жажда застает старого царя из сказки «Марья Моревна» в пути, когда он возвращался из похода: «и напала на него жажда великая; что ни дать, только бы воды испить! Осмотрелся кругом и видит невдалеке большое озеро; подъехал к озеру, слез с коня, прилег на брюхо и давай глотать студеную воду. Пьет и не чует беды; а царь морской ухватил его за бороду.

    - Пусти! — просит царь.

    - Не пущу, не смей пить без моего ведома!—

    - Какой хочешь возьми откуп — только отпусти!—

    - Давай то, чего дома не знаешь.—

    Царь подумал-подумал — чего он дома не знает? Кажись, все знает, все ему ведомо, — и согласился».

    Современные ученые бы сказали, что чрезмерная или недостаточная стимуляция психофизического развития человека в оральной фазе «может привести к дальнейшей пассивности человека и проявиться в адаптационных способах, связанных с демонстрацией беспомощности, излишней доверчивости, избалованности и в поиске постоянного одобрения» (Вики). Мы видим, что таким поведением отличаются все герои сказок, которых одолела жажда: они не могут противостоять ей, ведут себя как беспомощные и избалованные дети.

    В сказках жажда осуществляет предназначенную ей функцию, на которую указал В.Я.Пропп в работах о морфологии сказки. Это завязка сказки, в которой содержится запрет и его нарушение. Во втором примере (сказка "Марья Моревна") о запрете не сказано, а нарушение случилось. Сказка явно пропускает какой-то неписаный, но всем известный закон. Какой же? По аналогии с первым примером, ясно, что нарушен запрет на утоление жажды. Что же ждет героя, нарушившего запрет? Конечно, наказание. Неужели за то, что хочется пить, надо наказывать? Сказка однозначно говорит: надо.

    Если мы обратимся к значению слова жажда, то увидим, что в речи существует немало выражений с этим словом: жажда жизни и смерти, жажда любви, жажда смысла. Человеку смертельно хочется любви, знаний, жизни. Этимологический словарь Крылова сообщает, что корень «жд» «выявляет неожиданное родство слов «ждать, годить, год, погода». Болгарское жеда – "жажда" свидетельствует о родстве этого существительного с прилагательным жадный.

    Итак, герой, который не может ждать, инфантилен, он проявляет жадность. Как понять утоление жажды, попустительство своей жажде? Это сговор со злом. Инфантильный Иванушка не может противостоять злу и попался в его сети. Старый царь, которого за бороду схватил Морской царь, идет на сговор сознательно. Видимо, пословица об этом и говорит: седина в бороду – бес в ребро. Наказание тяжкое: отец расплатится за свое спасение сыном и будущим своего рода и царства.

    Но сказки всегда хорошо заканчиваются, а герои и слушатели сказки получают мудрость опыта. Он в том, чтобы научиться пережидать трудные моменты, не жадничать, не утолять, даже вполне естественную, жажду бездумно и где ни попадя.

    Но мудрые сказки рассказывают и том, что зло тоже, оказывается, испытывает жажду.

    Функция жажды снова в завязке приключения, но теперь её испытывает зло.

    В сказке «Морской царь и Василиса Премудрая» Ивану-царевичу запрещено входить в чулан. Он нарушил запрет и напоил Кощея 12 ведрами воды, освободив зло. Видимо, это была тень Марьи Моревны, которую она сумела обуздать и посадить в чулан. Она Моревна по батюшке, а мор - это смерть. Аналитическая психология говорит в данном случае о том, что эго приходится бороться за освобождение своей анимы, т.е. души.

    В сказке «Иван-царевич и Марфа-царевна» та же ситуация: «У одного царя много лет содержался мужичок руки железны, голова чугунна, сам медный, хитрец был, важный человек. Сын царя Иван-царевич был маленький, ходил мимо тюрьмы. Этот старик подкликал его к себе и взмолился ему: «Дай, пожалуйста, Иван-царевич, напиться!» Иван-царевич ещё ничего не знал — был маленький, почерпнул воды и подал ему: старика с этого в тюрьме не стало, ушёл». Вода как энергия жизни передается в мир смерти, зло приходит на землю, и героя прогоняют из дома. Пройдя многие трудности и испытания, одержав победу над злом, герой получает мудрость опыта.

    Интересно, что сказке не важно, кто испытывает жажду. Нарушение запрета на утоление жажды все равно несет наказание главному герою. Почему? Оказывается , в этом правда мифа: вода - метафора бессознательного, приобщаться к нему - опасно для сознания.
     
    1 человеку нравится это.
  2. Реклама

    Реклама Пользователи

     
    Зарегистрированные пользователи не видят эту рекламу - Регистрация
    #1
  3. Умная

    Умная я - ОК, вы - ОК, мир - тоже ОК.

    Регистрация:
    04.07.2010
    Сообщения:
    10.896
    Симпатии:
    2.955
    Ирина, а что хотите-то?

    Я только поняла, что у вас словесная жажда.
     
  4. Ирина Р.

    Ирина Р. Пользователи

    Регистрация:
    01.10.2013
    Сообщения:
    22
    Симпатии:
    1
    Умная, мы все тут жаждем. Иначе - не было бы форума. А про текст что скажете?
     
  5. Умная

    Умная я - ОК, вы - ОК, мир - тоже ОК.

    Регистрация:
    04.07.2010
    Сообщения:
    10.896
    Симпатии:
    2.955
    Да? О, как! (задумалась)

    Текст ваш? Вы - психолог?
     
  6. Ирина Р.

    Ирина Р. Пользователи

    Регистрация:
    01.10.2013
    Сообщения:
    22
    Симпатии:
    1
    Вы любите сказки?
     
  7. Реклама

    Реклама Пользователи

     
    Зарегистрированные пользователи не видят эту рекламу - Регистрация
    #1
  8. Умная

    Умная я - ОК, вы - ОК, мир - тоже ОК.

    Регистрация:
    04.07.2010
    Сообщения:
    10.896
    Симпатии:
    2.955
    Хм... еврейский стиль общения... ладно...

    Я люблю истории. И слушать. И сама рассказывать. В детстве обожала читать про всякие приключения, особенно морские, фантастику. В принципе, приключения и фантастика тоже сказки.
     
  9. Ирина Р.

    Ирина Р. Пользователи

    Регистрация:
    01.10.2013
    Сообщения:
    22
    Симпатии:
    1
    Ждала, ждала... :boredom:
     
  10. Умная

    Умная я - ОК, вы - ОК, мир - тоже ОК.

    Регистрация:
    04.07.2010
    Сообщения:
    10.896
    Симпатии:
    2.955
    Это форум, не чат.

    Так, помимо словесной жажды еще и нетерпеливость... временнАя жадность...
     
  11. Ирина Р.

    Ирина Р. Пользователи

    Регистрация:
    01.10.2013
    Сообщения:
    22
    Симпатии:
    1
    Ждала, ждала... [​IMG]

    Вот и я люблю сказки, в них много символов, мне интересно. :)
     
  12. Умная

    Умная я - ОК, вы - ОК, мир - тоже ОК.

    Регистрация:
    04.07.2010
    Сообщения:
    10.896
    Симпатии:
    2.955
    Так текст ваш?
     
  13. Реклама

    Реклама Пользователи

     
    Зарегистрированные пользователи не видят эту рекламу - Регистрация
    #1
  14. Ирина Р.

    Ирина Р. Пользователи

    Регистрация:
    01.10.2013
    Сообщения:
    22
    Симпатии:
    1
    Мой. Узнали?
     
  15. Умная

    Умная я - ОК, вы - ОК, мир - тоже ОК.

    Регистрация:
    04.07.2010
    Сообщения:
    10.896
    Симпатии:
    2.955
    Нет. Я не знаю ни вас, ни этот текст.

    Просто думала, как его критиковать. Если был бы не ваш, расписала бы критику сразу.

    А раз ваш, то критиковать не буду. Только, если вы лично попросите.
     
  16. Ирина Р.

    Ирина Р. Пользователи

    Регистрация:
    01.10.2013
    Сообщения:
    22
    Симпатии:
    1
    Конечно, критикуйте, для этого и пришла. Нужен непредвзятый взгляд, мнение Другого.

    Ухожу, пока.
     
    Последнее редактирование модератором: 2 окт 2013
  17. Умная

    Умная я - ОК, вы - ОК, мир - тоже ОК.

    Регистрация:
    04.07.2010
    Сообщения:
    10.896
    Симпатии:
    2.955
    Хорошо. Распишу, но не сейчас. Сейчас занята.
     
  18. Микрон

    Микрон Пользователи

    Регистрация:
    15.10.2009
    Сообщения:
    4.600
    Симпатии:
    382
    Девочка и Фрейд

    Жила-была одна девочка и её всё время мучила жажда. На первой стадии развития сексуальности - анально-садистской - она была ещё очень маленькая и это было не слишком заметно, да и она не осознавала своей жажды. Впрочем, ей очень нравилось процесс мытья, бабушка так и говорила: Ой ты рыбонька моя, ненаглядная, и до чего ж она любит чистенькую водичку.

    На второй стадии - орально-каннибалистской - она всё время что-нибудь жидкое держала возле рта: рожок, бутылку, чашку, рюмку... Но не подумайте ничего плохого - рюмка была наполнена каплями Датского Короля. И так её обуревала жажда в этот период, что она наполняла губку водой и выжимала её, себе в рот. Однажды вода была мыльная и девочку пронесло, но черничный чай всё уладил.

    На третьей стадии - генитальной - она уже была большая и снова полюбила мыться. Уже сама, без бабушки. И чего только она ни изобретала... И всё хорошо кончалось. Но сказка есть сказка и не обо всём можно в этом жанре писать.

    И вот однажды, а девочка была уже большой девушкой и школу окончила, такая немыслимая жажда обуяла её, что решила она поступить на работу на пароход, в банно-прачечный блок. Взяли её с удовольствием - молодая, красивая, жизнь моряков украшала бы в дальних походах за контрабандой. Дали её форму матросскую, определили каюту отдельную вместе с коком (поварихой в смысле) и пошли в рейс на остров Тристан д'Акунья.

    Продолжение м.б. последует. Но в конце будет формирование у неё четвёртой, доселе не определённой наукой, фазы сексуальности.
     
    Последнее редактирование модератором: 2 окт 2013
  19. Торнада

    Торнада Пользователи

    Регистрация:
    21.04.2010
    Сообщения:
    1.122
    Симпатии:
    673
    Так а зачем критиковать? Я вот сразу пугаюсь. [​IMG] Лучше сказать... рецензировать. [​IMG]

    Сказки далеко не всегда хорошо заканчиваются. :cray:
     
    Последнее редактирование модератором: 2 окт 2013
  20. alex_leto

    alex_leto Пользователи

    Регистрация:
    08.01.2007
    Сообщения:
    141
    Симпатии:
    5
    Адрес:
    SPb
    Увы. Напоминает школьный реферат. Увы.
     
  21. lawalina

    lawalina Member

    Регистрация:
    02.10.2013
    Сообщения:
    6
    Симпатии:
    0
    Как по мне так сказочка необычная)
     
  22. nesha

    nesha Moderator Команда форума

    Регистрация:
    04.06.2007
    Сообщения:
    20.462
    Симпатии:
    2.571
    да??? а мне показалось - наоборот...
     
    Последнее редактирование модератором: 2 окт 2013
  23. Ирина Р.

    Ирина Р. Пользователи

    Регистрация:
    01.10.2013
    Сообщения:
    22
    Симпатии:
    1
    Умная, а где же критика-то? Интересно просто, что критиковать будете. Сказки есть, они народные, их не покритикуешь. Жажда в них есть, аллегория жажды есть, в моем тексте вывод тоже есть: владеть собой надо, а не пить все и везде. Эх, а еще Умная!

    Микрон, спасибо за сказочку, особенно мило звучит тема о сексуальности старушки, в которую уже въезжает ваша девочка из сказки. А чем вызван такой, более чем странный, интерес? Анализируете свою бабушку? Просто позавидуешь ей, такое внимание - редкая и похвальная вещь для молодого человека в наше время.
     
    Последнее редактирование модератором: 4 окт 2013
  24. Ирина Р.

    Ирина Р. Пользователи

    Регистрация:
    01.10.2013
    Сообщения:
    22
    Симпатии:
    1
    Почему же "увы"? [​IMG] Жажда любви, например, совсем не "увы". А даже напротив :whistle3:
     
  25. Умная

    Умная я - ОК, вы - ОК, мир - тоже ОК.

    Регистрация:
    04.07.2010
    Сообщения:
    10.896
    Симпатии:
    2.955
    А я забыла. [​IMG] Влюбилась, знаете ли... Бывает... [​IMG]:)[​IMG]

    Ну, что мне Вас критиковать. Я такая добрая и удовлетворенная в последнее время...

    Ну да ладно. Буду краткой.

    По форме:

    Текст сырой. Нет завязки, развития, кульминации и заключения (итогавывода).

    Большие тексты лучше разбивать на абзацы для удобства прочтения.

    По содержанию:

    Уже существует анализ сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Он мне нравится больше. Там, правда, речь идет про этапы в жизни мужчины и инициацию этих этапов. Вы же пишите про воду. И другие сказки упоминаете. Возможно, Вы правы. Но, читать и анализировать Ваш текст тяжело.

    Итог: Претензии только к форме. Измените форму - возможно, поменяется и всё остальное.
     
  26. Android-Dim

    Android-Dim Очень веселый, находчивый и умный, Ой еще ну такой

    Регистрация:
    11.12.2010
    Сообщения:
    4.283
    Симпатии:
    429
    Адрес:
    Moscow-Land
    и в сказках Суфняки бывают :russian:
     
  27. Микрон

    Микрон Пользователи

    Регистрация:
    15.10.2009
    Сообщения:
    4.600
    Симпатии:
    382
    Ой! Туше, туше, туше... Целая серия туше. Где вы увидели бабушек? Девочка только школу окончила, а уже бабушка? Интерес вовсе не странный, и не мой, а у Фрейда и у девочки - к воде. Мои бабушки там, откуда почта не приходит и поезда куда не ходят, а только автобусы с задней загрузкой. И уже давноооо... давно. Молодым же человеком меня называют теперь только дамы, которым 17 лет... Воображаемых, естественно. Вы не из них?

    Но! Вот вы всё-расвсё заметили, а ГЛАВНУЮ мою ошибку, которую я умышленно ввёл в тест, не заметили...
     
  28. Торнада

    Торнада Пользователи

    Регистрация:
    21.04.2010
    Сообщения:
    1.122
    Симпатии:
    673
    Ирина, в своём анализе Вы хотите связать психологию героев в каком-то отдельном случае и морфологию сказки вообще? И я так понимаю, жажда, которую Вы описываете больше духовная, чем физическая, так?

    Сам анализ мне понравился, впечатление испортила "ссылка" на "Вики", т.к. не доверяю. [​IMG]

    Умная, а Вы Проппа читали? :)
     
  29. Умная

    Умная я - ОК, вы - ОК, мир - тоже ОК.

    Регистрация:
    04.07.2010
    Сообщения:
    10.896
    Симпатии:
    2.955
    Нет.
     
  30. Ирина Р.

    Ирина Р. Пользователи

    Регистрация:
    01.10.2013
    Сообщения:
    22
    Симпатии:
    1
    "Ирина, в своём анализе Вы хотите связать психологию героев в каком-то отдельном случае и морфологию сказки вообще? И я так понимаю, жажда, которую Вы описываете больше духовная, чем физическая, так? Сам анализ мне понравился, впечатление испортила "ссылка" на "Вики", т.к. не доверяю."-----------------------------

    Торнада, меня интересуют паттерны поведения героев в сказке. Жажда, она всегда имеет аллегорический смысл в сказках, стала причиной ошибки героев, вот я про неё и хотела прояснить себе, определить её причину и следствие. Толкование сказки - моё хобби, мне не нравятся академические интерпретации, они как скальпель хирурга. А про Вики - почему нет доверия - это же просто словарь, там только определения, а трактовать их волен каждый по-своему.
     
    Последнее редактирование модератором: 4 окт 2013
  31. Торнада

    Торнада Пользователи

    Регистрация:
    21.04.2010
    Сообщения:
    1.122
    Симпатии:
    673
    Паттерны поведения... ой как сложно, тем более в свете русских-народных сказок. [​IMG] Так связи между героями или связь межу героем и его действием к предмету?

    Википедия не академический словарь, а поэтому там может быть ляп на ляпе.
     
  32. Ирина Р.

    Ирина Р. Пользователи

    Регистрация:
    01.10.2013
    Сообщения:
    22
    Симпатии:
    1
    Паттерны - это устойчивые стереотипы поступков. Просто слово недавнее. Вот и академические словари не поспевают за новыми словами, Вики - быстро реагирует, но, конечно, лучше перепроверить еще где-нибудь. А почему "тем более" - сказки - это очень древние и сакральные сведения, их еще изучать и изучать. Просто они передавались из уст в уста, жили в речи, которая становилась все современнее, но они от этого не "помолодели" сами.

    Если не секрет, в каких сказках "Суфняки" бывают?
     
    Последнее редактирование модератором: 4 окт 2013
  33. Торнада

    Торнада Пользователи

    Регистрация:
    21.04.2010
    Сообщения:
    1.122
    Симпатии:
    673
    Так я разве против?

    Русское фентези для пипла "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка" в свете паттернов между главными лузерами. Не художественно, хоть убейте меня. [​IMG] Неужели русский настолько беден, что нам ещё какие-то новые слова нужны? [​IMG]
     
  34. Микрон

    Микрон Пользователи

    Регистрация:
    15.10.2009
    Сообщения:
    4.600
    Симпатии:
    382
    По вопросу паттернов - в данном случае теневых - рекомендую познакомиться с играми чухонцев в Теневом театре. Там несколько страниц, не поленитесь, полистайте.

    Ссылки могут видеть только зарегистрированные пользователи. Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь для просмотра ссылок!



    * Микрон там = Микрон здесь
     
    Последнее редактирование модератором: 5 окт 2013
  35. Ирина Р.

    Ирина Р. Пользователи

    Регистрация:
    01.10.2013
    Сообщения:
    22
    Симпатии:
    1
    Русское фентези для пипла "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка" в свете паттернов между главными лузерами. Не художественно, хоть убейте меня. [​IMG] Неужели русский настолько беден, что нам ещё какие-то новые слова нужны? [​IMG]===================

    Первое предложение - не художественного стиля, согласна. Паттерны - как термин все равно будет использован, от этого не уйти, потому что всегда будут переводные книги, в которых те же международные термины - так просто проще для языка и для людей.

    Спасибо, хорошо вот так поговорить. А что вы сейчас читаете? Что посоветовали бы? А то я совсем закопалась в нудные справочные книги. Хотя вот недавно прочитала про бабу Ягу у Малаховской, понравилось.
     
  36. Ирина Р.

    Ирина Р. Пользователи

    Регистрация:
    01.10.2013
    Сообщения:
    22
    Симпатии:
    1
    Еще одно толкование:

    Сказка В.Шукшина "До третьих петухов"

    Авторская сказка всегда развивает особенно волнующую автора тему. В.Шукшин считал бюрократизм и канцелярщину вещами вредоносными для современного общества и посвятил немало своих рассказов, пронзительных и беспощадных в своей честности этой теме.

    Чаще всего сказки говорят о процессе индивидуации. В этой сказке целью индивидуации стала «справка, что не дурак», т.е. добыча новой персоны. Здесь эго не ищет и не получает нового качества, поэтому в сказке имеет быть и другой процесс – инициация.

    Инициации – понятие неоднозначное: «…инициация в некоторых чертах воспроизводит космогонические мифы, поскольку выведение инициируемого индивида за пределы социальной структуры для совершения перехода подразумевает определённую степень расшатывания этой структуры, внесение некоего «возмущения» в нормальное состояние коллектива и последующее возвращение к нормальному существованию по завершении обряда. Как показал современный мифолог М. Элиаде, И. воспроизводит ситуацию возникновения хаоса и нового творения из него упорядоченного космоса …

    Инициация действительно содержит модель всякого повествовательного текста, например, выделение индивида из коллектива может лежать в основе самого понятия героя, уход и возвращение - через волшебную сказку - стали рамкой для большинства сюжетов» (Вики)

    Инициационная модель есть в сюжете сказки: Из «коллектива» литературных героев Ивана выделяет его персона – дурак. Целью инициации становится странная справка, которая отменяет «само понятие героя».

    Архетип Ивана-дурака амбивалентен. Так, Д.С.Лихачев в «Заметах о русском» пишет о любимом русском герое сказок: «Что же касается до дурашливости, то недаром в русском языке "ах ты мой глупенький", "ах ты мой дурачок" — самые ласковые из ласкательств… Дурак всем правду говорит, потому что для него не существует никаких условностей и нет у него никакого страха…И не всякого дурака и чудака любит русский народ, а только такого, который некрасивого конька-горбунка приголубит, голубка не обидит, деревце говорящее не сломает, а потом и свое другим отдаст, природу сбережет и родимых родителей уважит. Такому "дураку" не просто красавица достанется, а царевна из окошечка перстень обручальный отдаст, а с ним вместе и полцарства-государства в приданое».

    Культурный герой «на более высокой ступени развития может эволюционировать к богу-творцу, но может развиваться в сторону сказочного Ивана-дурака или эпического (Рама, Гесер и др.) героя. Его демонически-комический дублер наделяется чертами трикстера, плута, озорника. Демонические (вредоносные) черты Трикстера очевидны в образах противников демиургов в дуалистических мифах, у скандинавского Локи, чёрта (ср: одно из его эвфемистических названий — шут), а также сказочных (Иван-дурак, Эква-Пыгрись и др.)» (http://www.bibliotekar.ru/mif/index.htm). Таков герой в центре и шукшинской сказки: добрый и сметливый, наивный и грешный.

    Узнавание субличностей героя сказки тоже многовариантно. Эго личности – это Иван, персона – дурак, его анимус – донской Атаман.

    Группа анимы – Бедная Лиза, Алка-Несмеяна и Царевна, мечта героя.

    Тень героя воплощена в трех героях: Змее Горыныче, Бабе Яге и её усатой дочки. Это она, тень, отдала чертям монастырь, обитель духовности. Это событие, которое понималось не всеми современниками. Процесс замены церковных святынь на кощунственные изображения и чертовские пляски, к сожалению, идет рядом с человеком издавна.

    Архетип трикстера дуален: это Изящный черт и Мудрец. Эти две половины одной субличности объединяет общая функция: испытать героя. Цель эго (получить справку) оправдывает средства (открывает чертям дорогу в монастырь).

    Поручение Бедной Лизы, спасение Алки-Несмеяны от виселицы, желание усатой дочери бабы Яги, мечта о Царевне - это всё проявление анимы героя, влияние которой вполне адекватно.

    Сказочное животное–помощник, Медведь, странно «помогает» эго в путешествии: показал дорогу к чертям да выслушал слезные покаяния.

    Пара сенекс/пуэр – Илья Муромец/часть Ивана решается традиционно: Илья отечески оберегает «дите» (слово Медведя-пьяницы) в испытаниях огнем и водой, посылает на выручку донского Атамана, когда испытания перешли в стадию «медные трубы». Эту метафору можно понять так: анимус/Атаман убивает дракона, при помощи своего логоса/рацио, т.е. только разум останавливает Ивана от греха с усатой дочкой Бабы Яги.

    Финал сказки неоднозначен: «творение космоса» происходит. Но каков этот новый космос? Герои мало изменились - архетипы неизменны. Мир тоже прежний: всё по полочкам библиотеки. Правда, шапка атамана осталась в видимом мире, на полу библиотеки. Если шапку воспринимать как часть персоны эго, то это шапка дурака, что соответствует шутовскому колпаку трикстера. Таким образом, в «космосе» появилась новая персона, в которой соединились дурак, мудрец и черт. Страшная троица.

    Конечно, это сказка – предупреждение, потому что сотворенный космос трудно назвать «упорядоченным».
     
  37. Микрон

    Микрон Пользователи

    Регистрация:
    15.10.2009
    Сообщения:
    4.600
    Симпатии:
    382
    Помучайте Слотердайка, если ещё не мучали.
     
  38. Торнада

    Торнада Пользователи

    Регистрация:
    21.04.2010
    Сообщения:
    1.122
    Симпатии:
    673
    Не поленилась, прочла все несколько... 12 страниц. От души посмеялась над Вашим "Ослом", юзер Батон показался очень батонистым и симпатичным. И заглянула в Вашу тему "Прощай, Приют"!Короче, впечатления позитивные. Даже захотелось регануться, но с ником не определилась, только с меховыми стрингами с пропеллером.

    Так где проще? Паттерн... хм, абсолютно на слух не ложиться, по крайней мере мой. Вот например Ваша фраза

    А разве нет русских аналогов словам архетип и амбивалентный? [​IMG]

    В смысле сказок? В данным момент никаких и морфологий сказок тоже, только Вас. [​IMG] А то, что читаю сейчас, спецлитература, не имеющая отношения к сказкам. [​IMG]

    Но поговорить всегда можем, например, что бы Вы хотели почитать и какие у Вас нужные справочники?

    Про Бабу Ягу у Малаховской не читала, только у Проппа. [​IMG]

    Ваше второе толкование более сложное, но мне понравилось. Вы молодец, что обратились к такой теме. Мне казалось, что она вообще не востребована, но к счастью есть ещё люди, кому интересна морфология сказок.
     
  39. Микрон

    Микрон Пользователи

    Регистрация:
    15.10.2009
    Сообщения:
    4.600
    Симпатии:
    382
    Там не только эта тема, там весь раздел форума "Микромир" по существу мой и моих друзей. Батон, очень симпатичный и умный, вы верно подметили. Он и здесь есть, но редко выступает.

    Ссылки могут видеть только зарегистрированные пользователи. Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь для просмотра ссылок!



    Только у Проппа есть смелая (крамольная...) гипотеза, что в своём развитии русское мифологическое сознание не достигло язычества, остановившись на верованиях в Силы Природы. Это очень и очень важно в контексте преждевременности и противоестественности внедрения в сознание русских монотеизма. И действительно, в патеоне русской мифологии нет олицетворений Труда, Любви, Правосудия и т.п. отражений развития социума и его производительных сил.
     
    Последнее редактирование модератором: 6 окт 2013
  40. Торнада

    Торнада Пользователи

    Регистрация:
    21.04.2010
    Сообщения:
    1.122
    Симпатии:
    673
    Конечно видела Ваш раздел, но весь не читала, на это просто нужно время.

    Батону передайте от меня реверанс. [​IMG]

    Это Вы уже говорите о другой его книге "История волшебной сказки", так? И с его гипотезой я согласна.
     
    Последнее редактирование модератором: 6 окт 2013
  41. царевна-мышка

    царевна-мышка Пользователи

    Регистрация:
    24.07.2013
    Сообщения:
    3.987
    Симпатии:
    467
    Не представляю, как можно связывать сказки с Фрейдом. А вообще сказками очень интересуюсь. У меня ник из сингальской сказки.

    Полезла в инет насчет сестрицы Аленушки.

    Можете себе представить, царские дети вот так отправляются путешествовать.Это народный вариант, Афанасьев.

    Ссылки могут видеть только зарегистрированные пользователи. Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь для просмотра ссылок!

     
  42. Торнада

    Торнада Пользователи

    Регистрация:
    21.04.2010
    Сообщения:
    1.122
    Симпатии:
    673
    Так уж буквально нельзя трактовать. [​IMG] В каждой сказке двойное, а то и тройное дно.

    По нашим сегодняшним новомодным реалиям, всё можно. :)
     
  43. петербуржец

    петербуржец Пользователи

    Регистрация:
    05.07.2011
    Сообщения:
    11.990
    Симпатии:
    287
    Адрес:
    санкт-петербург
    Это сказка относительно молодая, не древняя..

    - Заметьте , в повествовании фигурирует царь- значит сказка создана во времена, когда на Руси уже были цари, то есть сказка времён от 16 века и позднее.

    - Насчёт того что "не смей пить мою воду"- это о жестоких феодальных временах, когда феодалы присвоили себе и всю воду, и леса, и пастбища, и всё вокруг, крестьянину и шагу было не ступить бесплатно, а купцу и по мосту не проехать бесплатно не уплатив налога.. Чуть ли не за воздух приходилось платить..

    - Частое упоминание жажды в сказках: можно предположить что сказка была создана в степных районах Южной России , где было очень дефицитно с питьевой водой..

    -"Возвращался из похода"- скорее всего речь о походе против крымских татар и других степняков-кочевников..

    "морской царь"- скорее всего сказка обитателей приморских районов Южной России..
     
    Последнее редактирование модератором: 6 окт 2013
  44. Микрон

    Микрон Пользователи

    Регистрация:
    15.10.2009
    Сообщения:
    4.600
    Симпатии:
    382
    Я вот что подумал, надобно в моих сказках не использовать слово "царь", а случись некто в 2813 году примется их изучать? Что он подумает о наших временах? Нет!, буду впредь использовать слова или "Президент", или на худой конец "Генсек".
     
  45. Торнада

    Торнада Пользователи

    Регистрация:
    21.04.2010
    Сообщения:
    1.122
    Симпатии:
    673
    Вы думаете слова царь древнее слова президент? [​IMG]
     
  46. Ирина Р.

    Ирина Р. Пользователи

    Регистрация:
    01.10.2013
    Сообщения:
    22
    Симпатии:
    1
    Ваше второе толкование более сложное, но мне понравилось. Вы молодец, что обратились к такой теме. Мне казалось, что она вообще не востребована, но к счастью есть ещё люди, кому интересна морфология сказок.-----------------------

    И вам спасибо, что остановились на теме, а то поговорить не с кем. [​IMG]

    Но термины все-таки нужны, это как обозначение химических элементов: одна буква - и не надо описывать состав, свойства и тп.
     
    Последнее редактирование модератором: 7 окт 2013
  47. Ирина Р.

    Ирина Р. Пользователи

    Регистрация:
    01.10.2013
    Сообщения:
    22
    Симпатии:
    1
    -

    Определение времени - понятно: закрепилось в языке слово (царь) после того, как возникло явление. Но привязывать сказку к географии - этак мы с Африкой объединимся :sm15:
     
  48. Ирина Р.

    Ирина Р. Пользователи

    Регистрация:
    01.10.2013
    Сообщения:
    22
    Симпатии:
    1
     
    Последнее редактирование модератором: 7 окт 2013
  49. петербуржец

    петербуржец Пользователи

    Регистрация:
    05.07.2011
    Сообщения:
    11.990
    Симпатии:
    287
    Адрес:
    санкт-петербург
    А по сказке и географию можно определить.

    Вот заметьте, сказки о жажде никак не могли появиться в землях Ленинградчины, ибо тут столь велико обилие рек и озёр, что жажду тут испытывать невозможно, всегда и везде можно напиться..

    Черноморские степи Южной России - совсем другое дело.. Я уж не говорю об арабских сказках Тысячи и одной ночи.. Арабам с их пустынями небось лучше всех известно, что такое жаждать..
     
  50. Ирина Р.

    Ирина Р. Пользователи

    Регистрация:
    01.10.2013
    Сообщения:
    22
    Симпатии:
    1
    Арабам с их пустынями небось лучше всех известно, что такое жаждать..

    -----------------------Вода тут ни при чем. Жажда славы , например, не утоляется водой. Символы в сказке, и не только в ней, не указывают на место действия. Или вы так шутить изволите? :pilot:
     
    Последнее редактирование модератором: 8 окт 2013

Предыдущие темы

Поделиться этой страницей