Единство духовного опыта в разных религиях и культурах

Тема в разделе "Форум о религиях", создана пользователем Mistic, 2 ноя 2007.

  1. Mistic

    Mistic Пользователи

    Регистрация:
    24.09.2007
    Сообщения:
    12
    Симпатии:
    0
    Недавно я написала статью о единстве духовного опыта в разных религиях и культурах. Поскольку она объёмная, то я приведу только короткие отрывки и перессказ сути.

    В Викитеке я случайно наткнулась на весьма интересное примечание, сделанное согласно комментариям самого автора оды «Бог» Державина:

    О ты, пространством бесконечный,

    Живый в движеньи вещества,

    Теченьем времени превечный,

    Без лиц, в трех лицах божества!

    «Без лиц, в трех лицах божества», говорится в примечании, – «Автор, кроме богословского православной нашей веры понятия, разумел тут три лица метафизические, то есть: бесконечное пространство, беспрерывную жизнь в движении вещества и нескончаемое течение времени, которое бог в себе совмещает»

    Оставляя в стороне тот факт, что язык поэзии и язык богословия вполне естественно могут разниться между собой, всё же невозможно проигнорировать комментарий, данный самим автором: «Без лиц в трёх лицах Божества» – три лица метафизические: бесконечное пространство, беспрерывная жизнь в движении вещества и нескончаемое течение времени». Вместе с строками «так солнцы от тебя родятся» и другими строками «духи просвещенны от света твоего рожденны», а затем «хаоса бытность довременну из бездн ты вечности воззвал», навевается при внимательном рассмотрении картина мира, вечно пребывающего в недрах Божества, и проходящая развитие от хаоса к гармонии.

    Учитывая эпоху, в которую жил поэт, когда происходило развитие естественных наук (в России, в частности, при участии гения М.В.Ломоносова), мне представляется неразумным заподозрить, что Державин испытал на себе влияние религий Индии. Гораздо более логичным кажется, что через изучение естественных законов поэт видел мир «одушевляемым» неким Вселенским Разумом, который и производит как вещество вселенной, так и её гармонию. На это так же указывают и следующие строки: «светил возженных миллионы в неизмеримости текут, твои они творят законы». То есть во вселенной существуют разумные законы. Бесконечное пространство, беспрерывное движение вещества и нескончаемое течение времени – это современные представления о вечном движении вселенной. Автор оды, безусловно, хотел этим комментарием подчеркнуть идею имманентности Бога миру. О чём говорят и следующие за этим строки:

    Дух всюду сущий и единый,

    Кому нет места и причины,

    Кого никто постичь не мог,

    Кто всё собою наполняет,

    Объемлет, зиждет, сохраняет,

    Кого мы называем: Бог.

    В наш век научного прогресса невозможно не заметить удивительное сходство естественно-научной картины мира, согласно которой мир развивается и живёт по определённым разумным законам, и картины мира восточной философии, в которой Высшее Начало (Брахман, рождающий миры) или некий Закон (Дхарма, Дао, Логос) является имманентным вселенной и управляет её ходом как бы изнутри, а не снаружи...

    Далее я привожу цитаты апофатики Дионисия Ареопагита, выдержки о безмолвии Исаака Сирина как представителя исихазма, цитирую Бхагавагиту, западного святого Хуана де Ла Круса, тексты буддизма и Дао де Дзин Лао Цзы. И общий вывод из этих произведений: близостьапофатики и исихазма к учениям Востока показывает общность духовного опыта мистиков разных религиозно-культурных традиций, и во всех случаях мы обнаруживаем бесстрастие как одну из составляющих пути к безмолвию – состоянию отрешённости от чувственного восприятия и волнений разума при познании Невыразимого.



    Это сходство мистического и психологического опыта постижения Высшей или Запредельной реальности в совершенно различных религиозно-культурных традициях можно объяснить одинаковыми механизмами восприятия любой реальности в сознании людей. Иными словами, несмотря на разные культурные условия, несмотря на разные религиозные и философские убеждения людей, опыт восприятия остаётся единым для всех.

    2 часть статьи посвящена теме единства мироздания и проявления в нём некоего единого начала - Запредельной реальности, о которой писали авторы упомянутых произведений. И заключение статьи звучит так:

    Некогда в древности мудрец по имени Экклесиаст сказал: «всё соделал Он прекрасным в своё время, и вложил мир в сердце их, хотя человек не может постигнуть дел, которые Бог делает, от начала до конца» (Еккл.3,11). В тексте оригинала стоит именно то слово «мир», которое означает окружающую нас реальность, не синоним спокойствия или примирения. Весь мир находится внутри человека.

    Философы-материалисты говорят, что объективная реальность отражаются в субъективном опыте.

    Однако мне представляется неверным противопоставление материального мира и духовного, объективного и субъективного. Реальность едина во всех её проявлениях. Нет материального мира и духовного – есть единый мир, и наше восприятие является его частью. Мир премудро устроенный и красивый. Недаром греки назвали его словом «космос», что значит «красота, гармония, порядок». Потому что во всём проявлена единая Запредельная реальность. И весь этот мир находится внутри нас. Вероятно, поэтому индийские мудрецы пришли к глобальному выводу: «Тат твам аси» - «Ты есть То». А Державин, живя в христианской духовной традиции, написал, что «Ты во мне сияешь Величеством Твоих доброт; Во мне себя изображаешь, Как солнце в малой капле вод». Мир един, прекрасен и величествен, и если он нам кажется серым, ужасным, уродливым, то проблема не в нём, а в нас самих. Измени себя, и вокруг тебя изменится мир.

    Полностью статью можно прочитать по ссылке на мой сайт:

    (Зарегистрируйтесь или Авторизуйтесь) (в разделе "Мои статьи")
     
  2. мыслитель

    мыслитель Пользователи

    Регистрация:
    08.08.2007
    Сообщения:
    2.004
    Симпатии:
    5
    Последнее редактирование модератором: 2 ноя 2007

Предыдущие темы