Можно ли принадлежать к разным религиозно-философским традициям одновременно?

Тема в разделе "Форум о религиях", создана пользователем Mistic, 20 ноя 2007.

  1. Mistic

    Mistic Пользователи

    Регистрация:
    24.09.2007
    Сообщения:
    12
    Симпатии:
    0
    Существует немалая категория людей, для которых вопрос о возможности принадлежать одновременно разным традициям весьма актуален. К этой категории относятся как люди, совершающие "переход" от одной религии к другой, но не желающие полностью отказаться от прежней системы представлений, так и те, кто, принадлежа к какой-либо религии, чувствует определённую симпатию и к другой, а так же и те, кто просто образован и в состоянии осознать присутствие Истины не только в одной религии. Все эти люди нередко испытывают трудности адаптации в религиозной среде тех, у кого не возникает подобных вопросов. Чаще всего эти люди испытывают резкое непонимание и отторжение со стороны этой религиозной среды. Что же им делать? Возможен ли всё-таки такой выход, который бы позволял совместить представления разных религий одновременно? На этот вопрос отвечает в своей статье Максим Демченко.

    Можно ли принадлежать к двум традициям?

    Сегодня многие задаются вопросом: могу ли я, будучи христианином, заниматься йогой, изучать фен-шуй или придерживаться того или иного направления философии, не принадлежащей к христианской традиции? На ум сразу же приходят слова Христа: “Никто не может служить двум господам”. С другой стороны, действительно ли в таком случае речь идёт о “двух господах “, или мы имеем дело с двумя гранями одного многогранника?

    Тем более, что для некоторых религий (например, индуизм и буддизм) принадлежность одновременно к двум религиозно-философским школам – обычное явление. Попробуем разобраться с этой проблемой на примере католического монаха-бенедиктинца Анри Ле Со, который, будучи христианином, принял также посвящение от индуистского гуру.

    Опыт индуизма

    Хотелось бы повторить, что для индуизма принадлежность к двум традициям – это весьма распространённая практика, впрочем, чуждая европейскому уму с его жёстко выстроенной логической системой (чёрное - белое): как любят повторять исследователи буддизма, если для европейского мыслителя “А” это всегда “А”, а “Б” это всегда “Б”, то для Будды “А” при определённых условиях может быть и “Б” и “С” и “Д”.

    По этой причине в рамках индуизма уживаются совершенно различные представления: от жёсткого монотеизма вайшнавов до деревенского политеизма, и от адвайта-веданты, с её учением о том, что есть только Бог, а мир – лишь иллюзия, до учения Чараваки, в котором есть только материальный мир, а Бог и душа – суть вымышленные символы.

    Многие выдающиеся индуистские философы и святые принимали посвящение в религиозный культ от одного гуру, а в философское учение от другого. Так, знаменитый североиндийский святой Рамананда, начал свою практику преданного служения богу Раме, получив посвящение в древней цепи ученической преемственности, берущей своё мифологическое начало от самого объекта поклонения (Рамы), но, поскольку в этой традиции не нашлось удовлетворяющей его философской концепции, то он принял ещё одно посвящение в философскую систему от гуру совсем другой традиции – шри вайшнавов (школа Рамануджи).

    Даже в современной Индии такое встречается сплошь и рядом. Но применим ли такой подход к христианству? Можно ли быть христианином, придерживаясь философии, заимствованной совсем из другой традиции?

    Опыт Абхишиктананды

    Бенедиктинец Анри Ле Со прибыл в Индию в 1948 году, а уже два года спустя вместе с отцом Жюлем Моншаненом основал первый католический ашрам в Шантиванаме – Сатчитананда Ашрам, богослужение и образ жизни монахов в котором не отличались от практик индуистских монастырей. Анри Ле Со принял монашеское имя Свами Абхишиктананды (слово “Абхишиктананда” переводится с санскрита как “блаженство помазанника”, то есть, Христа) и облачился в шафрановые одеяния индийских санньяси.

    На этом этапе, конечно, речь шла исключительно об инкультурации, то есть, проповеди учения Христа языком индийской (и, даже, скорее, индуистской) культуры. Однако встреча с выдающимся индуистским святым XX столетия Шри Раманой Махарши изменила мировоззрение Абхишиктананды: он уже не мог на 100% сказать, что считает лишь христианство своим жизненным путём и единственной истиной – слишком сильное влияние на него оказал адвайтический (связанный с осознанием недвойственного единства Бога и человека) опыт Махарши.

    Обычный поиск точек соприкосновения между двумя традициями – христианством и индуизмом не дал значительных результатов – ведь очень трудно понять другую религию “снаружи”, не погрузившись в её родную среду (даже отец А. Мень говорил, что для того, чтобы понять другие религии, надо стать чуть-чуть буддистом, чуть-чуть индусом и т.д.).

    И Анри Ле Со сделал свой выбор: он получил посвящение от индуистского гуру Свами Джнянанады Гири. Следуя индуистской практике, он продолжал исповедовать религиозную систему христианства, однако принял философскую парадигму адвайта-веданты, учения о недвойственности, пытаясь совместить её с христианством.

    Это было весьма сложно, и с 1950 по 1955 годы Абхишиктананда провёл в глубокой медитации на склонах горы Аруначала, пытаясь примирить в себе эти две системы, и, в конце концов, пришёл к выводу, что точка соприкосновения находится за пределами традиционный религиозных догм и установок, в сфере, где существует только Абсолют, который и есть источник всех существующих традиций.

    Традиции ведут к Его осознанию, но, в то же время, ограничивают его, поэтому искатель должен выйти на тот уровень, на котором “нет ни Шивы, ни Христа”. “Христос, Которого я проповедую, это просто “Я есьм” (“Сущий”) в глубине каждого сердца. Он может проявиться и в танцующем Шиве и в любвеобильном Кришне! И Его Царство в этом открытии… в открытии внутреннего Грааля! Пробуждение – это взрыв! Никакая Церковь после этого не узнает ни Христа, ни саму себя”. (Абхишиктананда, “Духовный дневник”).

    Опыт святого Павла

    Возможно, опыт Свами Абхишиктананды приведёт многих христиан в замешательство, но, попробуем обратиться к истории христианства – начиная от Христа, многие известные святые и философы прибегали к описанному методу. Сам Христос принял традиции и религию иудеев, и использовал её символику в Своей проповеди.

    Святой Павел – пожалуй, самый яркий пример: до него христианство фактически не имело своей философии, представляя собой просто “благую весть” о спасении (бесора!) через Иисуса Христа. Именно Павел, будучи с одной стороны христианином, а с другой человеком, хорошо знающим греко-римскую философию, изложил учение Христа в терминах этой философии (кстати, такой же далёкой в своём изначальном варианте от христианства и иудаизма, как и веданта).

    Примеру Павла последовал целый ряд Отцов Церкви – от Августина до Дионисия Ареопагита – внедряя идеи платонизма и других направлений греческой философии в христианство, а, зачастую и открыто исповедуя две эти системы одновременно.

    И в современном мире есть множество примеров исповедания двух религиозно-философских систем одновременно (мы сейчас не говорим, насколько это грамотно и какой эффект имеет такой синтез): католицизм и сантерия на Кубе, христианство и ислам в учении мусульманского проповедника Мирзы Гуляма Ахмада, мессианский иудаизм, мусульманско-индуистский синтез в учении последователей средневекового индийского поэта Кабира.

    Основной вопрос заключается в том, где та грань, которая отделяет следование двум различным философским системам от эклектики и разносторонний подход к своей собственной традиции от предательства своих идеалов. Ведь даже индуизм, который запросто ассимилирует различные взгляды, учит, что хотя все пути и ведут к одной цели, но человеку следует выбрать лишь один из них и следовать ему с верой и преданностью.

    На мой взгляд, если человек ощущает потребность в принятии той или иной философской системе, ему всё таки придётся выбрать основную линию, и воспринимать другие системы через призму своей собственной (как это делал св. Павел, раннехристианские неоплатоники и Анри Ле Со, изложив учение Христа языком веданты, как некогда св. Павел изложил его языком греческой философии).

    Максим Демченко

    Источник: (Зарегистрируйтесь или Авторизуйтесь)

    Так же на моём сайте уже размещены статьи той же проблематики:

    Беда Гриффитс – христианский свами (Зарегистрируйтесь или Авторизуйтесь)

    Чёрная Мадонна и распятый Христос (Зарегистрируйтесь или Авторизуйтесь) - статья, в которой я усматриваю подтверждение идей Юнга об архетипах

    Томас Мертон: христианство и дзен (Зарегистрируйтесь или Авторизуйтесь)

    Постепенно я буду продолжать освящение этой темы и размещать новые статьи на своём сайте «Путь в бесконечность» (Зарегистрируйтесь или Авторизуйтесь)

    Интересующиеся могут просматривать новости на моём сайте.
     
  2. Верящий в любовь

    Верящий в любовь Пользователи

    Регистрация:
    28.12.2006
    Сообщения:
    3.651
    Симпатии:
    27
    Про апостола Павла неправда написана, он был христианином без примесей чего-либо, а до обращения в Христианство был учеником авторитетного в то время иудея (Геллеля?).

    Что же касается отцов Церкви, то они действительно заимствовали понятия из древнегреческой философии, но это не смешение религиозных традиций, а синтез религии и философии.

    Смешение же религиозных традиций - вещь абсолютно ненормальная, подобная сидению на множестве стульев различной высоты
     
  3. Mistic

    Mistic Пользователи

    Регистрация:
    24.09.2007
    Сообщения:
    12
    Симпатии:
    0
    (Зарегистрируйтесь или Авторизуйтесь)

    НА ПУТИ К ХРИСТИАНСКОЙ ВЕДАНТЕ:ВСТРЕЧА ИНДУИЗМА И ХРИСТИАНСТВА

    Рецензия на книгу Уэйна Тисдейла. (Часть 1)

    Потрясающе интересное изложение научных, философских и теологических убеждений Беды Гриффитса, сумевшего соединить в себе христианскую и индуистскую духовность.

    (Зарегистрируйтесь или Авторизуйтесь)

    Рецензия на книгу Уэйна Тисдейла. (Часть 2)

    "... Единая божественная Тайна, находящаяся за пределами слов и мыслей, проявляется в разных религиозных традициях различными способами. Каждая религия являет нам единую Реальность, единую Истину, через разные символы, знаки, в которых эта Реальность воистину присутствует..."

    Откуда по-вашему взялось "христианство без примесей"?

    Это не христианство, а ИУДАИЗМ. Вера в Мессию - это НЕ ВЕРА В ХРИСТА КАК БОГА, ТРОИЦУ И ПРОЧЕЕ. Так верили ИУДЕИ.

    Христианство - это ФИЛОСОФИЯ на основе греческой с использованием Библии. Начиная с апостолов. Особенно, Павла и Иоанна.

    Без смешения ВООБЩЕ НЕ БЫЛО БЫ НОВЫХ РЕЛИГИЙ.
     
    Последнее редактирование модератором: 22 ноя 2007
  4. Верящий в любовь

    Верящий в любовь Пользователи

    Регистрация:
    28.12.2006
    Сообщения:
    3.651
    Симпатии:
    27
    Если не отличаете религию от философии, лучше молчите
     
  5. corochoone

    corochoone Пользователи

    Регистрация:
    12.04.2007
    Сообщения:
    1.966
    Симпатии:
    2
    Что касается ответа на поставленный вопрос, то ответ зависит от точки зрения.

    Человек может себя ассоциировать принадлежащим к одной или нескольким религиозным конфессиям, но отцы церкви той или иной конфессии могут с ним не согласится [​IMG]

    На лицо опять путаница религии и веры или если кому слово "вера" претит - путаница философского подхода индивида к религии и/или вере.

    Например, я - агностик, но это не мешает мне верить в Единого Бога и принимать нравственно те заповеди, которые нам даёт христианство. С этой точки зрения я могу считать себя христианином, причём не делая особой разницы между католизицзмом или православием. Но вера в Единого Бога не запрещает мне спокойно относится к родноверию, где ЕГО воплощениями считают Перуна, Велеса, Макошу и прочих славянских "богов".
     
  6. Параскева

    Параскева Пользователи

    Регистрация:
    10.06.2007
    Сообщения:
    2.279
    Симпатии:
    2
    Мы варили суп-суп из перловых круп-круп

    Получилась каша, то-то горе наше.............. [​IMG] :D
     
    Последнее редактирование модератором: 23 ноя 2007
  7. corochoone

    corochoone Пользователи

    Регистрация:
    12.04.2007
    Сообщения:
    1.966
    Симпатии:
    2
    Ну вкусная даже :)
     
  8. Avis

    Avis Пользователи

    Регистрация:
    02.11.2007
    Сообщения:
    2.245
    Симпатии:
    98
    Бог ЕДИН....

    только пути (религии) к НЕМУ разные…

    Разве может человек одновременно идти несколькими дорогами?

    :angel:
     
  9. corochoone

    corochoone Пользователи

    Регистрация:
    12.04.2007
    Сообщения:
    1.966
    Симпатии:
    2
    А кто сказал, что несколькими? Путь познания Бога один, только он у каждого свой. А религии - это не дороги - это скорее вехи, которые надо пройти.
     
  10. Avis

    Avis Пользователи

    Регистрация:
    02.11.2007
    Сообщения:
    2.245
    Симпатии:
    98
     

Предыдущие темы