Сущность и значение поста Православие.

Тема в разделе "Форум о религиях", создана пользователем мыслитель, 14 мар 2008.

  1. мыслитель

    мыслитель Пользователи

    Регистрация:
    08.08.2007
    Сообщения:
    2.004
    Симпатии:
    5
    "Сей же род изгоняется только молитвою и постом"

    Мф. 9, 29

    "Когда вы постились... для Меня ли вы постились?"

    Зах. 7, 5

    Указания христианину о посте могут сильно раз­ниться в зависимости от состояния здоровья тела хри­стианина. Оно может быть в полном здоровье у моло­дого человека, не совсем здорово у пожилого или при серьезной болезни. Отсюда и указания Церкви о соблю­дении постов (по средам и пятницам) или в периоды многодневных постов (Рождественского, Великого, Пет­рова и Успенского) могут сильно разниться в зависи­мости от возраста и физического состояния здоровья человека. Все указания в нижеприведенной 19-й главе о посте в полной мере относятся лишь к физически здоровому человеку. При физических болезнях или для престарелых следует внимательно отнестись к указаниям, изложенным в главе 20-й о «Рассудительности в посте».

    Как часто и у тех, кто считает себя христианином, можно встретить пренебрежение к посту, непонимание его значения и сущности.

    Пост рассматривается ими как дело, обязательное только для монахов, опасное или вредное для здоровья, как пережиток из старой обрядности — мертвая буква устава, с которым пора покончить, и, во всяком случае, как нечто неприятное и обременительное.

    Следует заметить всем думающим так, что они не понимают ни цели поста, ни цели христианской жизни. Может быть, напрасно они именуют себя христианами, так как живут своим сердцем вместе с безбожным миром, имеющим культом свое тело и самоугодие.

    Христианин же в первую очередь должен думать не о теле, а о своей душе и беспокоиться о ее здоровье.

    И если бы он действительно стал думать о ней, то он радовался бы посту, в котором вся обстановка направ­лена на исцеление души, как в санатории — на исцеле­ние тела.

    Время поста — это время особенно важное для ду­ховной жизни, это «время благоприятное, это день спа­сения» (2 Кор. 6, 2).

    Если душа христианина тоскует по чистоте, ищет душевного здоровья, то она должна постараться как можно лучше использовать это полезное для души время.

    Вот почему среди истинных боголюбцев принято взаимное поздравление с наступлением поста.

    Но что такое пост по существу? И не бывает ли самообмана среди тех, кто считает нужным исполнять это лишь по букве, но не любит его и тяготится им в сердце своем?

    И можно ли назвать постом только соблюдение од­них правил о невкушении скоромного в постные дни?

    Будет ли пост постом, если, кроме некоторого изме­нения в составе пищи, мы не будем думать ни о пока­янии, ни о воздержании, ни об очищении сердца через усиленную молитву?

    Нужно полагать, что это не будет постом, хотя все правила и обычаи поста будут соблюдены. Прп. Варсо­нофий Великий говорит:

    «Пост телесный ничего не значит без духовного поста внутреннего человека, который состоит из предохране­ния себя от страстей.

    Сей пост внутреннего человека приятен Богу и воз­наградит для тебя недостаток телесного поста» (если ты не можешь соблюдать последний, как бы хотел).О том же говорит и св. Иоанн Златоуст: «Кто огра­ничивает пост одним воздержанием от пищи, тот весь­ма бесчестит его. Не одни уста должны поститься — нет, пусть постятся и око, и слух, и руки, и ноги, и все наше тело».

    Как пишет о. Александр Ельчанинов:

    «В общежитиях существует коренное непонимание поста. Важней не сам по себе пост как неядение того-то и того-то или как лишение себя чего-то в виде на­казания — пост есть лишь испытанный способ достиг­нуть нужных результатов — через истощение тела дой­ти до утончения духовных мистических способностей, затемненных плотию, и тем облегчить свое приближе­ние к Богу...

    Пост не есть голод. Голодают и диабетик, и факир, и йог, и заключенный в тюрьме, и просто нищий. Нигде в службах Великого поста не говорится о посте только в нашем обычном смысле, т. е. как о неядении мяса и проч. Всюду один призыв: "постимся, братие, телесно, постимся и духовно". Следовательно, пост только тогда имеет религиозный смысл, когда он соединен с духов­ными упражнениями. Пост равен утончению. Нормаль­ный, биологически благополучный человек недоступен влияниям высших сил. Пост расшатывает это физиче­ское благополучие человека, и тогда он делается доступ­нее воздействиям иного мира, идет духовное его напол­нение» .

    Как говорилось ранее, душа человека тяжело больна. Церковь отводит в году определенные дни и периоды времени, когда внимание человека должно быть особен­но устремлено на исцеление от душевной болезни. Это пост и постные дни.

    По словам еп. Германа: «Пост есть сугубое воздер­жание, чтобы восстановить утраченное равновесие меж­ду телом и духом, чтобы вернуть нашему духу его гла­венство над телом и его страстями».

    У поста есть, конечно, и другие цели (о них будет говориться ниже), но основная из них — изгнание из души своей лукавого духа — древнего змия. «Сей же род изгоняется только молитвою и постом», — сказал Господь Своим ученикам.

    Господь показал нам Сам пример поста, постившись 40 дней в пустыне, откуда «возвратился в силе Духа» (Лк. 4, 14).

    Как говорит св. Исаак Сириянин:

    «Пост есть оружие, уготованное Богом... Если по­стился Сам Законоположник, то как не поститься кому-либо из обязанных соблюдать закон?..

    До поста род человеческий не знал победы и диавол никогда не испытывал поражений... Господь наш был вождем и первенцем этой победы...

    И как скоро диавол видит это оружие на ком-нибудь из людей, этот противник и мучитель тотчас приходит в страх, помышляя и вспоминая о поражении своем в пустыне Спасителем, и сила его сокрушается... Кто пребывает в посте, у того ум непоколебим» (Слово 30).

    Совершенно очевидно, что подвиг покаяния и молит­вы в посте должен сопровождаться мыслями о своей греховности и, конечно, воздержанием от всяких раз­влечений — хождения в театры, кино и гости, легкого чтения, веселой музыки, смотрения телевизора для раз­влечения и т. п. Если все это еще влечет сердце хри­стианина, то пусть он сделает усилие, чтобы оторвать от него свое сердце, хотя бы в дни поста.

    Здесь нужно вспомнить, что по пятницам прп. Сера­фим не только постился, но и пребывал в этот день в строгом молчании.

    Как пишет о. Александр Ельчанинов: «Пост — пери­од духовного усилия. Если мы не можем отдать Богу всю свою жизнь, то посвятим Ему безраздельно хотя бы периоды постов — усилим молитву, умножим милосер­дие, укротим страсти, примиримся с врагами».

    Здесь приложимы слова премудрого Соломона: «Все­му свое время, и время всякой вещи под небом... время плакать, и время смеяться; время сетовать, и время плясать... время молчать, и время говорить» и т. д. (Еккл. 3, 1-7).

    * * *

    Для физически здоровых людей основой поста счи­тается воздержание в пище. Здесь можно различать пять степеней физического поста:

    1) Отказ от мяса.

    2) Отказ от молочного.

    3) Отказ от рыбы.

    4) Отказ от масла.

    5) Лишение себя пищи вообще на какие-то сроки. Естественно, что на последние степени поста могут

    идти лишь здоровые люди. Для больных и престарелых более соответствует правилам первая степень поста, о чем подробнее будет говориться ниже в главе 4-й.

    Сила и действенность поста могут оцениваться по силе лишения и жертвы. И, естественно, что не только формальная замена скоромного стола на постный стол составляет истинный пост: можно приготовлять изыс­канные блюда и из постной пищи и таким образом в какой-то мере удовлетворять и свое сластолюбие, и свою алчность к ней.

    Надо помнить, что кающемуся и скорбящему о своих грехах неприлично есть постом сладко и обильно, хотя бы и (формально) постные блюда.

    Можно сказать, что поста не будет, если человек будет вставать из-за стола с вкусными постными блюдами и чувством преобременения желудка. Здесь мало будет жертв и лишений, а без них не будет и истинного поста.

    «Почему мы постимся, а Ты не видишь?» — взывает пророк Исаия, обличая иудеев, лицемерно соблюдавших обряды, но сердцем далеких от Бога и Его заповедей (Ис. 58, 3).

    В некоторых случаях больные христиане заменяют себе (сами или по совету духовников) воздержание в

    пище постом «духовным». Под последним часто пони­мают более строгое внимание к себе: удержание себя от раздражительности, осуждения, ссор. Все это, конечно, хорошо, но разве в обычное время христианин может позволять себе грешить, или раздражаться, или осуж­дать? Совершенно очевидно, что христианин должен всегда «трезвиться» и быть внимательным, предохраняя себя от греха и всего того, что может оскорблять Духа Святого. Если же он не в силах удержать себя, то, ве­роятно, это будет иметь место в равной степени как в обычные дни, так и в посту. Отсюда замена поста в пище на подобный «духовный» пост — это чаще всего самообман.

    Поэтому в тех случаях, когда по болезни или по большому недостатку в продуктах питания христианин не может соблюдать обычные нормы поста, то пусть сделает в этом отношении все, что сможет, например: откажется от всяких развлечений, от сластей и лако­мых блюд, будет поститься хотя бы в среду и пятницу, будет стараться, чтобы наиболее вкусная пища подава­лась лишь по праздничным дням. Если же христианин по старческой немощи или по нездоровью не сможет отказаться от скоромной пищи, то следует хотя бы не­сколько ограничить ее в постные дни, например не есть мясного — словом, в той или иной мере все же приоб­щиться к посту.

    Некоторые отказываются от поста из-за боязни осла­бить свое здоровье, проявляя при этом болезненную мнительность и маловерие, и стремятся всегда обильно питать себя скоромной пищей для достижения хороше­го здоровья и для поддержания «упитанности» тела. И как часто они-то и страдают всякими заболеваниями желудка, кишечника, почек, зубов...

    Кроме проявления своего чувства покаяния и нена­висти ко греху пост имеет и другие стороны. Время поста — не случайные дни.

    Среда — это предание Спасителя, наивысший из моментов падения и позора человеческой души, идущей в лице Иуды предавать за 30 сребреников Сына Божия.

    Пятница — это терпение издевательств, мучительные страдания и крестная смерть Искупителя человечества. Вспоминая о них, как может христианин не ограничить себя путем воздержания?

    Великий пост — это путь Богочеловека к Голгоф­ской жертве.

    Человеческая душа не имеет права, не смеет, если только она христианка, проходить равнодушно мимо этих величественных дней — знаменательных вех во времени.

    Как она дерзнет потом, на Страшном Суде, стать одесную Господа, если она будет равнодушна к Его скор­би, крови и страданиям в те дни, когда Вселенская Церковь — Земная и Небесная — вспоминает их?

    В чем должен состоять пост? Здесь нельзя дать об­щей меры. Она будет зависеть и от состояния здоровья, от возраста и условий жизни. Но здесь надо непремен­но задеть за живое свое плотоугодие и сластолюбие.

    В настоящее время — время ослабления и падения веры — нам кажутся недостижимыми те уставы о по­сте, которые в старину строго выполнялись благочести­выми русскими семьями.

    Вот, например, из чего состоит Великий пост по цер­ковному уставу, обязательность которого распространя­лась в равной мере как на инока, так и на мирянина.

    По этому уставу в Великий пост полагается: полное неядение в течение целого дня понедельника и вторни­ка первой седмицы и пятницы Страстной седмицы.

    Лишь для более слабых возможно вкушение пищи во вторник вечером первой седмицы. Во все остальные дни Великого поста, кроме суббот и воскресений, пола­гается только сухоядение и лишь однажды в день — хлеб, овощи, горох — без масла и воды.

    Вареная пища с постным маслом полагается лишь в субботы и воскресенья. Вино разрешается только в дни церковных воспоминаний и при длинных службах (например в четверг на пятой седмице). Рыба — лишь в Благовещение Пресвятой Богородицы и Вербное вос­кресенье.

    Хотя такая мера нам и кажется чрезмерно суровой, она, однако, достижима для здорового организма.

    В быту старой русской православной семьи можно видеть строгое выполнение постных дней и постов. Даже князья и цари постились так, как теперь не постятся, может быть, и многие из монахов.

    Так, царь Алексей Михайлович Великим постом обедал лишь три раза в неделю — в четверг, субботу и воскресенье, а в остальные дни съедал только по кусоч­ку черного хлеба с солью, по соленому грибу или огурцу, запивая квасом.

    Некоторые египетские иноки в древности практико­вали в Великий пост полное сорокадневное воздержа­ние от пищи, следуя в этом отношении примеру Моисея и Самого Господа.

    Сорокадневные посты проводил два раза один из братьев Оптиной пустыни — схимонах Вассиан, живший там в середине прошлого столетия. Этот схимник, меж­ду прочим, так же как и прп. Серафим, в значительной мере питался травою "снытью". Он прожил до 90 лет.

    37 дней не вкушала ни пищи, ни питья (кроме од­ного причастия) инокиня Любовь Марфо-Мариинской обители. Следует отметить, что во время этого поста она не чувствовала никакого ослабления сил и, как про нее говорили, «голос ее гремел в хору как будто бы еще сильнее прежнего».

    Этот пост она совершила перед Рождеством; он кон­чился в конце Рождественской литургии, когда она внезапно почувствовала непреодолимое желание поесть. Не в силах более владеть собою, она тотчас же пошла в кухню для принятия пищи.

    Необходимо заметить, однако, что описанная выше и рекомендованная Церковью норма для Великого поста не считается теперь всеми так строго обязательной для всех. Церковь рекомендует как известный мини­мум лишь переход постом на постную пищу в согла­сии с ее указаниями для каждого из постов и постных дней.

    Выполнение этой нормы для вполне здоровых лю­дей считается обязательным. Все же большее она пре­доставляет ревности и усердию каждого христианина: «Милости хочу, а не жертвы», — говорит Господь (Мф. 9, 13). Вместе с тем надо нам помнить, что пост необхо­дим не Господу, а нам самим для спасения нашей души. «Когда вы постились... для Меня ли вы пос­тились?» — говорит Господь устами пророка Захарии (7, 5).

    * * *

    Есть и еще одна сторона у поста. Вот кончилось его время. Церковь торжественно справляет праздник, за­вершающий пост.

    Может ли достойно встретить и пережить сердцем этот праздник тот, кто в какой-то мере не приобщился этому посту? Нет, он почувствует себя так, как тот дерз­кий в Господней притче, что осмелился на пир прийти «не в брачной одежде», т. е. не в духовной одежде, очи­щенной покаянием и постом.

    Хотя бы человек по привычке и пошел на празднич­ное богослужение и сел бы за праздничный стол, он при этом ощутит лишь беспокойство совести и холод на сердце. А его внутренний слух услышит грозные слова Господа, обращенные к нему: «Друг, как ты вошел сюда не в брачной одежде?» И душа его будет «брошена во тьму внешнюю», т. е. останется во власти уныния и пе­чали, в атмосфере духовного голода — «плача и скрежета зубов ».

    Пожалейте же сами себя те, кто пренебрегает, чуж­дается и бегает от поста.

    Пост есть воспитание способности духа человеческо­го бороться против своих поработителей — сатаны и разнеженного и избалованного тела. Последнее должно быть послушно духу, но на деле чаще всего является господином души.

    Как пишет пастырь о. Иоанн С: «Кто отвергает посты, тот отнимает и у себя и у других оружие против многострастной плоти своей и против диавола, сильных против нас особенно через наше невоздержание, от ко­торого происходит всякий грех».

    Истинный пост есть борьба; это в полном смысле слова «узкий и тесный путь», о спасительности которо­го говорил Господь.

    Господь велит скрывать свой пост от окружающих (Мф. 6, 18). Но от ближних христианину, может быть, не удастся утаить свой пост. Тогда может случиться, что близкие и родные вооружатся на постящегося: «Пожалей себя, не мучь себя, не убивай себя» и т. п.

    Мягкие вначале, уговоры родных затем могут перей­ти в раздражение и упреки. Дух тьмы восстает против постящегося через близких, приводит против поста до­воды и посылает соблазны, как некогда пробовал это сделать с постящимся в пустыне Господом.

    Пусть заранее предвидит все это христианин. Пусть не ждет он также, что, приступив к посту, он сразу будет получать какие-либо благодатные утешения, теплоту в сердце, слезы покаяния и сосредоточенность в молитве.

    Это приходит не сразу, это надо еще заработать борь­бой, подвигом и жертвами: «Служи мне, и потом ешь и пей сам», — говорится в притче рабу (Лк. 17, 8). Те, кто проходил пути сурового поста, свидетельствуют даже об ослаблении иногда в начале поста молитвы и при­туплении интереса к духовному чтению.

    Пост — это лечение, а последнее бывает часто нелег­ко. И лишь в конце его курса можно ждать выздоров­ления, а от поста ждать плодов Духа Святого — мира, Радости и любви.По существу своему пост есть подвиг и связан с верою и дерзновением. Пост угоден и приятен Господу как порыв души, тянущейся к чистоте, стремящейся сбро­сить цепи греха и освободить дух от рабства телу.

    Церковь считает его и одним из действенных средств, посредством которых можно переложить гнев Божий на милость или преклонить волю Господню к исполне­нию молитвенного прошения.

    Так, в Деяниях апостолов описывается, как антиохий­ские христиане перед отправлением на проповедь свв. апп. Павла и Варнавы «совершили пост и молитву» (Деян. 13, 3).

    Поэтому пост практикуется в Церкви как средство подготовки себя к какому-либо начинанию. Имея нуж­ду в чем-либо, отдельные христиане, иноки, монастыри или церкви накладывали на себя пост с усиленной молитвой.

    У поста есть кроме того и еще одна положительная сторона, на которую обратил внимание ангел в видении Ерму (см. книгу «Пастырь Ерма»).

    Заменяя скоромную пищу более простой и дешевой или уменьшая ее количество, христианин может сокра­тить издержки на себя. А это даст ему возможность больше средств обратить на дела милосердия.

    Ангел дал такое указание Ерму: «В тот день, в ко­торый постишься, ничего не вкушай, кроме хлеба и воды, и, исчисливши издержки, которые ты сделал в этот день на пищу, по примеру прошлых дней, оставшиеся от это­го дня отложи и отдай вдове, сироте или бедному; та­ким образом ты смиришь свою душу, а получивший от тебя насытится и будет за тебя молиться Богу».

    Ангел указал также Ерму и на то, что пост не есть самоцель, а лишь подсобное средство к очищению серд­ца. И пост того, кто стремится к этой цели и не испол­няет заповедей Божиих, не может быть угодным Богу и является бесплодным.

    По существу, отношение к посту является пробным камнем для души христианина в его отношении к Церкви Христовой, а через последнюю — ко Христу.

    Как пишет о. Александр Ельчанинов: «В посте чело­век проявляет себя: у одних проявляются высшие спо­собности духа, другие же делаются только раздражи­тельны и злы — пост открывает истинную сущность человека».

    Душа, живущая живой верой во Христа, не может пренебрегать постом. Иначе она объединит себя с теми, кто равнодушен ко Христу и религии, с теми людьми, которые, по словам прот. Валентина Свенцицкого: «едят все — и в Великий четверг, когда совершается Тайная вечеря и предается Сын Человеческий; и в Великую пятницу, когда слышим мы плач Богоматери у гроба распятого Сына в день Его погребения.

    Для таких не существует ни Христа, ни Богоматери, ни Тайной вечери, ни Голгофы. Какой же у них может быть пост? »

    Обращаясь к христианам, о. Валентин пишет: «Дер­жи и соблюдай пост как великую церковную святыню. Каждый раз, когда ты воздерживаешься от запрещенно­го в дни поста, — ты со всею Церковью. Ты делаешь в полном единомыслии и единочувствии то, что делала вся Церковь и все святые угодники Божии с самых первых дней бытия Церкви. И это будет давать тебе силу и твердость в твоей духовной жизни».

    Значение и цель поста в жизни христианина можно резюмировать следующими словами прп. Исаака Сири­янина:

    «Пост — ограждение всякой добродетели, начало борьбы, венец воздержанных, красота девства, источник Целомудрия и благоразумия, учитель безмолвия, пред­шественник всех добрых дел...

    От поста и воздержания рождается в душе плод — ведение тайн Божиих».
     

Предыдущие темы