Размышления на первый псалом (7) Православие.

Тема в разделе "Форум о религиях", создана пользователем мыслитель, 9 май 2008.

  1. мыслитель

    мыслитель Пользователи

    Регистрация:
    08.08.2007
    Сообщения:
    2.004
    Симпатии:
    5
    «Сын мой! наставления моего не забывай, и заповеди мои да хранит сердце твое;

    2 ибо долготы дней, лет жизни и мира они приложат тебе.

    3 Милость и истина да не оставляют тебя: обвяжи ими шею твою, напиши их на скрижали сердца твоего,

    4 и обретешь милость и благоволение в очах Бога и людей.

    5 Надейся на Господа всем сердцем твоим, и не полагайся на разум твой.

    6 Во всех путях твоих познавай Его, и Он направит стези твои»( Притчи 3 глава).

    Мы рассмотрели два первых стиха первого псалма, которые звучат так:

    1 Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей, Пс 25:4; Иер 15:17; Притч 10:30

    2 но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь! Нав 1:8

    Эту часть можно назвать вступлением в котором открываются, действия для приготовления человека, желающего вступить на путь блаженства.

    Это человек обратившийся от грешных путей в покаянии к Господу и с чистым сердцем вникающий, впитывающий учение Божье и соответственно исполняющий волю Господа и творящий добро. Если раньше он исполнял грешную волю и таков путь вёл к погибели, то после своего обращения он встал на путь добродетели и этот путь ведёт к жизни и вечности не оборвётся а продолжится. Можно так сказать, можно сказать иначе выразить основную мысль, но смысл этих стихов стал ясен. и если вдруг что –то непонятно, конечно же по прошлым размышлениям можно задать вопросы.

    Вторая часть нам открывает участь праведника и участь грешных людей.

    Тут много интересных размышлений пришло в голову и частью из них я поделюсь.

    Сначала я обращу внимание на отдельные слова, а потом, как и прежде мы обобщим всё.

    Потому текст Библии надо всегда рассматривать в контексте и при этом не надо забывать что отдельное слово в определённом контексте, может иметь разный смысл. Читаем третий стих:

    «3 И будет он как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое, и лист которого не вянет; и во всем, что он ни делает, успеет». Пс 91:13; Иер17:8

    Итак здесь речь пойдёт о блаженном о счастливом человеке. О его состоянии.

    Кто выполнил условие первых двух стихов, тот будет пребывать в состоянии подобно дереву…..Здесь автор сравнивает состояние блаженного человека с деревом. Это образ, дан не для красоты псалма, а образ более понятно открывающий нам благое состояние праведника. Через чувственные, видимые образы, Господь очень часто обращается к человеку. Эти образы вы увидите в Новом Завете, например Христос, говорил показывая на воронов, они не сеют не жнут а Господь питает их и призывал искать прежде всего Царства Небесного, вот где источник вашей жизни не в том, что вы проведёте в суете жизнь свою, а вот, чтобы вы прильнули к Господу и Господь всё даст вам необходимое, необходимое не то, о чём вы думаете, а то, что Он видит. В Ветхом Завете пророку Иеремии, прежде чем пророк приступил к служению Господь показывает цветущую миндальную ветвь и через этот образ также напоминает, что всё в этом мире от Господа. Ты видишь цветущую миндальную ветвь. кто даровал жизнь этой ветви? Кто позволил расцвести этой ветви? Если Господь позаботился о том. что всё вокруг росло. цвело, то почему мы такие маловеры бываем и не верим в то. что Господь позаботится о нас. почему же мы так боимся за будущее и принимаем какие –то суетливые шаги, для будущего упуская сегодняшнее наше счастье, живём в страхе, будто Бог оставит нас. .В общем примеров можно привести много и в этом псалме взят образ дерева, потому что он, сильно подчёркивает блаженное состояние праведного. В Израиле, где в те времена особенно чувствовалась не хватка воды, температура воздуха летом, около 40 градусов. и дождей практически нет, конечно это очень яркий образ, тем более здесь идёт речь о вечно зеленеющем дереве.

    Следущее слово «посаженное», это слово тоже очень интересно в контексте первого псалма.

    «Слово "шатуль" можно, конечно, перевести, как дерево, которое посажено, но дело в том, что для "посадки" есть более обычное слово - "натуа" - "посаженный", а слово "шатуль", строго говоря, обозначает дерево, которое было саженцем в одном месте, а потом его оттуда забрали и пересадили в другое место».

    Это слово можно понимать как насаждённое, пересаженное. То есть человек вставший на путь блаженство уподобляется пересаженному дереву. До этого оно было в одних условиях неблагоприятных, а теперь стало пребывать в других условиях, это дерево взяли и пересадили.

    Далее, уже становится ещё понятнее дерево пересаженное в благоприятные условия, где пребывает неиссякаемый поток воды, где находится изобилие влаги именно так нужно понимать, если вы читаете на церковно-славянском там написано: «…дерево, насажденное при исходящихъ водъ» В русском тексте для нас понятно потоки вод, обозначает изобилие и ещё раз повторюсь для Израиля, это ярчайший образ благословения, блаженства, например для жителей севера можно было другой образ показать, напрем это цветок посаженные в оранжерее. Или можно сравнить есть плодовые деревья дико растущие, а есть плодовые деревья посаженные в саду, где садовник прилежно заботится о дереве и плоды дико растущего дерева и само внешне древо, конечно же отличается от того дерева, которое растёт в саду и дерево растущее в саду или цветок посаженные в оранжерее, можно сравнить с состоянием счастливого человека.

    Иоанн Златоуст пишет:

    «Читающий постоянно божественные Писания, хотя бы и не имел никакого толкователя, постоянным чтением, как бы некоторыми корнями, собирает в себя струи и росу Святого Духа. И подлинно, что ни величие славы, ни высота власти, ни присутствие друзей и ничто другое из вещей человеческих не может утешать в скорби так, как чтение божественных Писаний. Ибо те вещи тленны и непостоянны: почему и утешение от них скоропреходящее, а чтение Писаний есть собеседование с Богом. Когда же Бог утешает находящихся в скорби, то какое из настоящих обстоятельств может повергнуть их в уныние? (Иоанн Златоуст).

    Здесь замечено, что соприкасающийся сердце со Слово Божьем, собирает в себе струи росу Святого Духа и это как раз и созвучно с древом посаженным у потока вод. Господь является Источником этих вод, Источником нашей жизни. И соприкасающийся с Его Словом, нашёл бесценный дар, дар вечной жизни.

    Игнатий Брянчанинов пишет: «такое древо не боится палящих лучей солнца, не боится засухи; корни его всегда напитаны влагой; не ждут они дождей, не терпят никогда недостатка в питании, того недостатка, от которого древа, растущие на горных и сухих местах, часто болеют, часто вянут, умирают. Древу, растущему на высоте, открытому для влияния ветров и солнца, изредка пьющему дождь небесный, изредка освежающемуся росой небесной, подобен человек, расположенный к благочестию, но ведущий жизнь невнимательную, рассеянную, мало и поверхностно занимающийся изучением Закона Божьего. Иногда он освежается росою умиления; иногда на его иссохшую душу падает живительный, слёзный дождь покаяния; иногда его ум и сердце возбуждены движением к Богу; но это состояние не бывает и не может быть постоянным, даже продолжительным.

    Мысли и ощущение религиозные когда не просвещены ясным и полным познанием воли Божьей, не имеет никакой определенности, никакой основательности, и потому не имеют силы и жизни. Поучающийся в законе Божьем день и ночь подобен дереву, насаждённому при «исходищих вод». Непрестанно его ум и сердце - эти корни человека погружены в Закон Божий, напиваются святым Законом Божиим; непрестанно кипят для него чистые, полные силы, струи жизни вечной. Эти воды, эта сила эта жизнь: Дух Святой, обитающий в Священном и святом Писании, обитающий в заповедях Евангелия. Кто углубляется постоянно в Писание, изучает его в смирении духа, испрашивая у Бога разумение молитвой; кто направляет по евангельским заповедям все дела свои, все сокровенные движения души, тот непременно соделывается причастником живущего в них Святого Духа»

    На этом я пока и закончу размышление на третий стих первого псалма, в следующий раз мы рассмотрим вторую часть третьего стиха.
     

Предыдущие темы